Согласно стандартам ООН, 60% украинцев живет за чертой бедности. Минимальная пенсия 1669 грн у нас почему-то меньше прожиточного минимума в 1936 грн, который итак находится за гранью физиологической потребности человека. По закону эти цифры не могут отличаться, но в нашей стране все возможно. Эксперты говорят, что проведенная под выборы индексация пенсий не покрывает даже 35% от средней зарплаты, хотя, по требованию ООН, пенсия должна быть не менее 40% от заработной платы. Это поле, на котором играют наши политики. Власть рассказывает людям сказки и не выполняет нормы Конституции. О том, будут ли украинцам ежегодно индексировать пенсии и почему при падении гривны цены на товары продолжают расти, корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по экономическим и политическим вопросам Всеволод Степанюк.
— Всеволод, будут ли украинцам ежегодно индексировать пенсии?
— По поводу пенсий у нас в законе написано, что индексация пенсий должна быть ежегодной. Хотя мы видим по другим социальным законам, что они могут быть отменены, приостановлены. Вроде как закон есть, но возьмем, например, Закон о социальном обеспечении ликвидаторов Чернобыльской аварии, фактически все его нормы приостанавливаются с начала 2000-х годов законом о бюджете. И это не заставляет государство выполнять этот закон. Поэтому в отношении индексации пенсий возможны изменения закона, возможны приостановки его. Но я считаю, что закон об индексации пенсий работать будет хотя бы потому что индексация все-таки не покрывает реальный рост стоимости жизни. Также с прошлого года введена норма пенсионной реформы, которая резко, на 10 лет, повысила стаж необходимый для выхода на пенсию. Поэтому в ближайшие лет 10 в Украине очень мало людей будет выходить на пенсию.
— Если мало людей будут в ближайшее время выходить на пенсию, это укрепит позиции Пенсионного фонда?
— Безусловно. Соответственно, возможности Пенсионного фонда по индексации будут увеличиваться. За счет чего делается? За счет физического уменьшения количества пенсионеров. Количество получателей пенсий будет уменьшаться, соответственно, возможности индексации пенсий по этой «калеченной» формуле, но все-таки это будет иметь место.
— Это будет автоматический перерасчет пенсий?
— Я надеюсь, что хоть как-то ежегодно они будут это делать. Хотя механизм заложен такой, что он никак не покрывает разрывов между зарплатами и пенсиями. Все-таки пенсия должна быть не менее 40% от заработной платы. Это требование Организации Объединенных Наций. У нас в Украине пенсия сегодня меньше чем 35%. Фактически в мире считается, что жить на эти деньги нельзя. Однако пока действующая власть в Украине менять этот закон не собирается.
— Как выживать украинским пенсионерам при растущих ценах на всё?
— Можно взять яркий пример – те же лекарства, не считая нереально высоких коммунальных тарифов и цен на продукты. По собственному опыту могу сказать, что приборы для бритья почему-то за последние 5 лет подорожали почти в 2 раза, при этом курс особо не изменился. Во Франции они не подорожали ни на один евроцент. Никаких причин для подорожания этого предмета быта в Украине вообще не существует, но факт налицо – они стали дороже в 2 раза.
— Выходит, рынок у нас не работает…
— Рынка в Украине практически нет. У нас нет достаточного количества покупателей для полноценного рынка. Плюс монополизм торговых сетей, плюс монополизм на таможне, высокие кредитные процентные ставки – всё это приводит к удорожанию товаров. Так, украинскому предпринимателю нужно заплатить зарплату сотрудникам, нужно заплатить по кредиту, с меньшей долей продажи товаров. Если рынок уменьшается, цена на товар всегда подскакивает. Это обычная математика. Экономически необходимые затраты не уменьшаются, а просто перераспределяются на более меньшее количество продукции.
— Когда падает доллар, цены у нас почему-то не падают…
— Даже при ревальвации гривны цены у нас все равно растут. Повторю, что я всегда привожу хороший пример с запасками «жиллетт» для бритья. За 4 года они подорожали ровно в два раза, причем во Франции они остались в прежней цене. Курс доллара у нас сейчас даже ниже, чем был 4 года назад. Это можно объяснить только, что деньги очень нужны тем, кто продает. Это ставки, налоги, поборы, коррупция.
— Гривна в последнее время у нас немного укрепилась…
— Да, но укрепление гривны ни на что не влияет. Стабилизация курса связана у нас с тем, что после Нового года экспортеры начали возвращать валютную выручку в страну для уплаты в том числе и налогов. Если вы помните, у нас было военное положение в декабре, и многие тогда придержали валютную выручку, сейчас они эту выручку заводят в страну. Второй фактор укрепления гривны – это также заведение денег в страну под выборы. Выборы — это дорогое удовольствие. Третий фактор – это продажа Министерством финансов гривневых облигаций. Эти три фактора повлияли на укрепление гривны. Но экономических факторов здесь нет вообще никаких. Насколько долго будут так искусственно держать гривну, зависит еще и оттого, кто станет следующим президентом. Летом, возможно, гривна укрепится, потому что в это время люди меньше тратят денег на те же покупки, плюс ко всему те же гастарбайтеры с сельхозработ за границей могут больше присылать валюты в страну. Это общий принцип – летом замедляется деловая активность, люди уходя в отпуска. Именно это является основной причиной, почему нет спекулятивных всплесков на рынке. Но я не думаю, что это лето повторить тенденцию прошлого года с курсом 25,5 грн за доллар…