В. Степанюк: «Расходы на социалку в бюджете ничтожные по сравнению с силовиками и госаппаратом»

В  принятом госбюджете на 2018 год расходы на социальные стандарты меньше, чем заявленный уровень инфляции. При этом отмечается неадекватный рост денег на государственный аппарат, разумеется, в ущерб социальным стандартам. Многие эксперты заявляют, что это бюджет нищеты. Не бюджет прорыва и роста, а очередной бюджет тотальной, хронической нищеты. Свою профессиональную оценку главного финансового документа страны корреспонденту ГолосUA дал эксперт по политическим и экономическим вопросам Всеволод Степанюк.

— Всеволод, чем обусловлено такое «скоростное» принятие Радой госбюджета-2018?

— В первую очередь тем, что поле договоренностей стало гораздо меньше, потому договориться удалось быстрее. Бюджет в общем-то принят был без особых изменений. Кроме того, было заявлено, что он все равно будет после первого квартала пересматриваться. Это больше формальное принятие бюджета для того, чтобы показать, что правительство работает, более того финансируются реформы той же медицины, того же образования.  Кроме того, непропорционально увеличились расходы  в бюджете на армию и силовые структуры, на закупку вооружения. Интересно также то, что почти на 60% увеличились расходы на закупку вооружения. Особенно учитывая заявление нашего посла в Соединенных Штатах о том, что  мы вооружение покупаем в США. То есть, получается, что мы из бюджета Украины начинаем финансировать военно-промышленный комплекс США.

— Премьер заявил, что впервые в истории Украины бюджет превысил триллион гривен…

-Это неправда. Бюджет не превысил триллион. Доходы бюджета предусмотрены более 913 млрд грн, причем доходы общего фонда госбюджета – более 839 млрд грн и доходы специального фонда бюджета – более 73 млрд грн. Поэтому триллион он никак не превысил, это неправда.

— Говорят, что этот бюджет принят кому-то на жизнь, а кому-то на выживание…

— Да. Социальные стандарты увеличены менее чем на прогнозируемую инфляцию. Естественно, силовики и армия увеличены больше, чем на совокупную инфляцию за два года.  Расходы увеличены на армию и силовиков приблизительно на 20%. При этом бюджет увеличен только на 15%.

— Прожиточный уровень вырастет с 1700 до 1853 грн, но если перевести в доллары, выходит, что он упадет с 65 долларов  до 61…

— Безусловно. Заявления об увеличении прожиточного минимума совсем смешны. Они даже меньше, чем официальная инфляция, которую они публикуют.

— В бюджете на 2018 год уменьшили курс доллара…

— В бюджете действительно уменьшили курс доллара до 29,3 грн за доллар. Валютный курс – это парафия Нацбанка. Изначально курс был 30,1 грн за доллар. Посчитали, что прогнозный курс будет достаточно маленький. Все равно это не дает возможности говорить об инфляции в 9% — именно такой показатель заложен в бюджете. Он однозначно будет выше.

— Какие недостатки можно отметить в бюджете на следующий год?

— Бюджет-2018 похож на бюджет прошлого года, макропоказатели его являются нереальными, однако тут же есть оговорка,  как я уже сказал, что они будут пересматриваться после первого квартала. То есть, этот бюджет фактически принят на первый квартал 2018 года, а дальше будут пересматриваться минимальная зарплата и остальные показатели. Претензии к этому бюджету в том, что макропоказатели  там являются, мягко говоря, неправильными, также в смете нет финансирования точек развития. Мы видим, как в соседних странах растет экономика, в той же Румынии растет на 8%, в Польше и Латвии – на 5%,  а в Украине – меньше чем на 3%. Правительство Украины не предпринимает совершенно никаких телодвижений, чтобы стимулировать экономику или хотя бы привлечь какие-то инвестиции в точки развития страны. Опять же отмечается неадекватный рост денег на рост госаппарат в ущерб социальным стандартам. Эти недостатки были и в предыдущем бюджете, и во всех бюджетах за последние 10 лет.

— Достижимы ли показатели, заявленные в государственной смете?

— Самые большие претензии к макропоказателям бюджета, хотя они, безусловно, стали лучше — рост бюджета уже не 20%, а 15%. Инфляция уже не 7%, а 9%. И прогнозируемый курс более умеренный —  29,3 грн за доллар по сравнению с  предыдущим 30,1. Тем не менее, показатели, заявленные в смете,  недостижимы.  Например, планируется, что государственный долг уменьшится   с 63% до 60% ВВП. Учитывая то, что  половина этого долга номинировано в свободно конвертируемой валюте, для меня совершенно непонятно, как  при девальвации в 10%  может уменьшиться госдолг. Может, в долларах он и уменьшится, но в процентах он вырастет. Невероятно, как при девальвации национальной валюты  может уменьшиться сумма государственного долга. Такие ляпы — это даже не уровень первого курса вуза,  это уровень средней школы, такие ляпы просто недопустимы.

При инфляции в 9% рост бюджета  возможен только процентов на 10, максимум на 11% по доходной части, но никак не на 15%. Хотя рост ВВП ничего не говорит о доходной части, потому что доходная часть не формируется с абсолютного размера ВВП. Поэтому  либо правительство думает, что будет повышаться эффективность, либо будет увеличиваться налоговый пресс на бизнес, на предпринимателей.  Фактически  цифры этого бюджета будут пересматриваться после 1 квартала 2018 года.

Откуда  появилась в бюджете цифра 9% инфляции?

— В этом бюджете  получилась  такая казуистика – они отдельно пишут рост потребительских цен и рост цен производителей, который больше в процентах, чем рост потребительских цен.  Вообще-то инфляции — это не только потребительская корзина.

Непонятно, откуда взялись  эти 9% инфляции, цена у нас, как известно,  рассчитывается по формуле, где учитывается стоимость энергоносителей,  которые за год подорожали на 20% и сохраняется тенденция к их умеренному подорожанию, учитывая международные договоренности.  Поэтому планируемая инфляция 9% при  курсе 29,3 грн за доллар – это просто недостижимый параметр в принципе. Считаю, что инфляцию надо было закладывать не менее 12-15% в следующем году, если курс будет 29,3.  Не может такого быть, чтобы курс увеличивался на 10% , то есть, гривна девальвировала на 10%, и при этом инфляция была меньше девальвации. Инфляция всегда значительно больше девальвации, и никак не меньше. С этой точки зрения, в документе наблюдается полная казуистика.

— В бюджете заложены немалые расходы на госаппарат в ущерб социальным стандартам…

— Как видно, в смете на новый год, опережающими темпами растут расходы на госаппарат. Действительно, бюджет в целом растет на 15% , при этом на армию – на 22%, на Министерство внутренних дел – на 20%.  Также планируется значительно увеличить расходы на закупку вооружений, но эти деньги  на закупку вооружений, заложенные в бюджете,  не пойдут в украинскую экономику.  Это вооружение отнюдь не украинское, а американское. Возникает вопрос, где же физически это оружие находится в Украине.  На мой взгляд, этот  вопрос должен решаться не какими-то фирмами оборонпрома, этот вопрос должен решаться  на государственном уровне. Расходы на социалку у нас растут менее чем на 9% — от 117 млрд до 120, 2 млрд грн, то есть, меньше, чем даже заявленный  и нереальный уровень инфляции.  На образование расходы увеличены под реформу, под поднятие зарплат учителям.  Но опять же это все отдается на места, и, как это будет работать, еще никто на самом деле не знает.

Читайте также по теме