В ходе визита в США в августе 2021 года Президент Украины Владимир Зеленский объявил о подписании соглашения о стратегических основах оборонного партнерства с американским Министерством обороны. Этот документ означает, что Украина де-факто получила статус особого партнера США и между государствами будет налажено производство военной техники.
Об этом в интервью ГолосUA рассказал политолог-международник Владимир Воля.
— Владимир, как бы вы описали ценность нового оборонного соглашения Украина-США?
— Новое оборонное соглашение запускает новый уровень сотрудничества Украины с Америкой в вопросах обороны и тот уровень обмена опытом в военных поставках, которого еще не было. Это прецедент. Новое соглашение это переход от совместных военных учений и различных инициатив до более тесного сотрудничества по обмену информацией, по военной подготовке и по оказанию военной помощи Украине. Плюс опять-таки, стоит говорить не только об оборонном соглашении, которое подписали украинский и американский министры обороны. В совокупности мы имеем еще и расширение военных поставок, и соглашение с компаниями, которые производят военную технику и снаряжение для армии США. Поэтому это сотрудничество подразумевает в дальнейшем и передачу военных технологий.
— В предварительной беседе вы сказали, что в соответствии с соглашением о стратегических основах оборонного партнерства Украина получила неофициальный статус партнера США. Расскажите об этом.
— Если говорить об истории, то из того опыта, когда США устанавливали статус основного партнера вне НАТО для тех или иных государств, мы видели, какими условиями наполнялся такой статус. Мы можем говорить о совокупности критериев, которые присущи такому статусу. И если обобщить опыт тех, других, государств, то можно говорить, что те критерии обеспечивают Украине де-факто статус особого партнера. Статус государства-партнера очень условно можно сравнить с подаренными автомобилем и набором запчастей: условно говоря, «автомобиль» это соглашение, которое не подразумевает развития перспектив выбранного направления, а «запчасти» это возможности развития. Украине это оборонное соглашение обеспечило набор возможностей, а не только «автомобиль».
— Как вы думаете, почему Украине пока не предоставлен официальный статус особого партнера США?
— США не спешат объявлять официально статус Украины как особого партнера по той причине, что есть вопросы, связанные с борьбой с коррупцией. И по итогу визита Президента Украине в США В.Зеленского к президенту Джо Байдену нашему государству нужен, который предполагает реформу по борьбе с коррупцией и постепенное развитие отношений с Америкой в рамках тех соглашений, которые были подписаны. Оборонное соглашение стало стартом статуса особого партнера и обеспечило украинскому государству карт-бланш по реализации возможностей в сотрудничестве со США.
— Чем, на ваш взгляд, отличается это украино-американское соглашение о стратегических основах оборонного партнерства от предыдущего?
— Сейчас допускается обмен разведывательными данными, расширена возможность для совместных военных учений, различных военных миссий, сотрудничества в космосе; увеличены количество консультативных миссий и номенклатура предоставления военной помощи.
Также ранее подобное украино-американской соглашение не включало закрытой линии связи, как с союзниками высокого уровня; не было того уровня обмена информацией, обучения, учений и партнерства по различным военным операциям. Это все дает новое соглашение и это однозначно новое качество сотрудничества, которого у Украины не было до 2014 года. Сначала Украина была страной, которой США по военной линии оказывали некоторую помощь, потом мы добились поставок «Джавелинов». Кроме того, если мы начнем переговоры о совместном производстве военной техники, то тогда речь будет идти о передаче военных технологий. Также сотрудничество в поставках вооружений расширяется, в частности, расширяется номенклатура того, что будет поставляться.
— Как вы думаете, последние скандалы – офшорный, в «Укрэксимбанке» – окажут влияние на репутацию украинской власти в глазах США и на сотрудничество со Штатами?
— Эти скандалы не добавляют позитива в отношения между нынешним руководством США и нынешним украинским руководством. Эти скандалы способствуют тому, что внимание Америки к теме борьбы с коррупцией в Украине усиливается.
В частности, офшорный скандал позволит США упрекать украинских политиков и руководство украинского государства в том, что они замешаны в этом скандале. С другой стороны, использование офшоров – это распространенная практика в мировом бизнесе, тем более 10-20 лет назад. Борьба с офшорами на Западе развернулась только в последнее время и это стало официальной политикой Запада. Можно упрекать украинских политиков в использовании офшоров, но также стоит помнить, что часть территории США это «офшорная гавань». И для США это нелицеприятный момент.
— История с офшорами украинских политиков и бизнесменов помешает военному сотрудничеству Украины и США?
— Нет, не помешает. Данные договоренности по сотрудничеству в оборонной сфере больше зависят от того, сможет ли Украина сформировать обновленный Высший совет правосудия и будет ли у нас удовлетворительными темпами продвигаться борьба с коррупцией. Но мы видим, что в Украине борьба с коррупцией не набирает темп: то руководителя САП не могут назначить, то возникают сложности с главой Конституционного суда…
— Владимир, вы можете подробнее рассказать, на каких условиях в рамках этого оборонного соглашения будет происходить обмен технологиями?
— Передачу военных технологий подразумевает не только соглашение о стратегических основах оборонного партнерства, но и соглашения между «Укроборонпромом» с американскими компаниями, которые занимаются поставками для производства вооружений в Соединенных Штатах. Они дополняют оборонное соглашение. У этих компаний есть технологии и военная техника. Если бы они не планировали совместного производства и передачу технологий, соглашения не были бы подписаны. Значит, американцы планируют передачу этих технологий.
Подобное сотрудничество сейчас есть у Украины и Великобритании. Британцы предоставили нам модель катеров. Наши специалисты сначала изучат элементы транспорта и технологии, использованные для производства; потом произведут на основе этих технологий уже украинские катера с консультативным сопровождением со стороны британских производителей этих катеров. Я думаю, сотрудничество США и Украины в оборонной сфере будет проходить по подобному алгоритму. Чтобы Украина смогла использовать зарубежные технологии в производстве военной техники, вероятно, нужно будет получить лицензии.
Также могут быть переданы военные технологии от Украины Соединенным Штатам. Я допускаю, что они в технологическом развитии впереди Украины. Но, возможно, что-то может им предложить и Украина.