Ситуация на Донбассе в настоящее время оставляет желать лучшего. Участились обстрелы, гибнут военнослужащие. Президент Зеленский на совещании СНБО поручил соответствующим органам пересмотреть пять сценариев по Донбассу, утвержденных в декабре 2019 года. О сегодняшнем обострении ситуации на Донбассе и возможных путях решения конфликта корреспонденту ГолосUA рассказал политолог-международник Владимир Воля.
-Владимир, как можно оценить сегодня ситуацию на Донбассе?
-Скорее всего, в таком же состоянии и будет ситуация на Донбассе. Будут периодически постреливать. То, что мы видели в последние несколько лет, после 2016 года — последнего серьезного обострения, когда шли бои в районе Авдеевской промзоны, то были периоды, когда то больше постреливали, то меньше. Но не стратегического значения. В данный момент обострения на Донбассе связано с несколькими обстоятельствами. Это очередная годовщина боев за Донецкий аэропорт, то, что касается Дебальцево. И, конечно же, Минские соглашения. Если говорить о смыслах сегодняшнего обострения на Донбассе, то, я думаю, что это в каком-то смысле попытка сказать, что, если Украина не будет и дальше двигаться в реализации Минских соглашений об особом статусе Донбасса, то там так и будет беспокойно.
-Возможна ли полномасштабная эскалация конфликта?
Говорить о стратегической полномасштабной эскалации конфликта пока, наверное, не стоит. Это будет означать еще большую эскалацию отношений между Россией и Западом, что означает и санкции, и много чего другого. Обе стороны связаны экономическими, бизнесовыми и политическими связями даже после этих санкций, которые были введены после Крыма, Донбасса, отравления Скрипаля и Навального. При всем при этом связи все равно остаются сильными. Поэтому любое полномасштабное военное обострение на Донбассе в виде войны приведет к разрушению того, что еще осталось. Это значит, что итак уже беспрецедентные в 21 столетии обострения и охлаждения в отношениях между РФ и Западом станут еще более масштабными. Я не думаю, что кто-то готов пойти по этому пути.
-Между тем в Сети регулярно появляются фейковые новости о грядущем наступлении на Донбассе…
-Если говорить о том, что происходит в информационном поле, то есть три темы, с помощью которых соседняя страна пытается удерживать Украину в неработающих минских соглашениях. Одна тема о том, что минские соглашения якобы имеют статус международного закона. В декабре прошлого года об этом персонально заявлял Владимир Путин. Однако, несмотря на то, что минские соглашения одобрены Совбезом ООН, они не имеют указующей, предписывающей силы. Сами минские соглашения — это протокол, меморандум, как угодно можно называть, которые не имеют юридической силы. В России говорят, что Украина обязана выполнять минские соглашения в части особого статуса Донбасса, потому что это имеет статус международного закона. Второй инструмент, с помощью которого пытаются воздействовать на ситуацию, касается санкций. Если Украина выйдет из минских соглашений, это значит, что с России снимут хотя бы часть санкций. На самом деле это не так, потому что с переговорными форматами и какими-либо меморандума санкции не связаны, а связаны они с нарушениями норм международного права. Но пугают тем, что если вы выйдете из минских соглашений, то с РФ снимут санкции. И третья тема — если Украина выходит из минских соглашений, значит, это всё — начало полномасштабной войны. А значит, из минских соглашений выходить нельзя.
-Что общего между этими тремя темами?
— Общее между этими тремя темами — то, что с одной стороны, они у нас поддерживаются и бывшим Антимайданом, и майдановскими политическими силами, и, с другой стороны, безусловно, Россией. Это хорошие темы для того, чтобы пугать тем, как будет плохо в случае выхода из минских соглашений. Я думаю, что очередные кулуарные вбросы о том, что Путин будет наступать, являются одним из очередных способов для того, чтобы действовать в этом направлении. Как я уже сказал, если будет полномасштабное наступление на Донбассе, то беспрецедентное в 21 столетии охлаждение отношений между Россией и Западом станет еще большим. На данный момент лимит санкций у Запада — возможности введения новых существенных санкций против России — исчерпан. То есть, этот лимит уперся в естественный предел, за которым начинается двусторонний ущерб для экономики, для бизнеса, для инвестиций России и западных стран. Вопрос в том, что это взаимная опасность. Вряд ли кто-то готов в РФ пойти на подобное обострение.
-Улучшение ситуация на Донбассе напрямую зависит от понимания сторон…
-Безусловно. Минские соглашения идеально устраивают российскую сторону. С украинской стороны есть понимание, что это не может быть реализовано, потому что, согласно опросам, преобладающее количество респондентов против особого статуса Донбасса. И в парламенте хоть в предыдущем созыве, хоть в нынешнем не находится столько голосов, чтобы это всё утвердить. Минские соглашение — это некий алгоритм, сценарий, но то, что там прописано, всё это необходимо провести через законодательные процедуры с тем, чтобы принять определенные законы, внести определенные изменения в законодательство либо принять новые законы. В Украине этого нет. Получается так, что для одних идеально подходят минские соглашения, а другие хотят, но нет возможности провести это через парламент. Поэтому в этом вопросе возникла патовая ситуация, и в первую очередь из-за особого статуса Донбасса. Конечно, стороны слышат друг друга, но у каждой стороны есть как выгодная, так и невыгодная позиция, от которой они не могут отказаться.