В. Яковлева: «Качество воды из-под крана страдает из-за изношенности водопроводных сетей»

22 марта весь мир отмечает День водных ресурсов. Эта дата была установлена в 1993 году по инициативе Генеральной Ассамблеей ООН. Государствам было предложено проводить в этот день мероприятия, посвящённые сохранению и освоению водных ресурсов.

На сегодня в Украине источниками питьевой воды для населения остаются вода из-под крана, из подземных источников (бюветы, скважины) и бутылированная вода.
«ГолосUA» решил остановится именно на вопросе качества воды, которая течет из наших кранов. О том, насколько она безопасна, в каком состоянии сейчас находятся сети водоснабжения, а также какова ситуация с киевскими бюветами, мы общались с советником главы «Киевводоканала» по вопросам информационной политики Викторией Яковлевой.
— В последние годы все чаще обсуждают проблему обеспеченности питьевой водой, а также вопрос ее качества. В этом контексте хотелось поинтересоваться, какие основные проблемы Днепра?
— То, что касается непосредственно Днепра, лучше могут рассказать экологи. Что же касается питьевой воды, централизованного водоснабжения, то, если говорить конкретно о Днепре, мы бы хотели получать мониторинг воды для того, чтобы в случае экстремальной ситуации можно было более оперативно отреагировать. Мы, конечно, реагируем, но хочется, чтобы информация о состоянии воды появлялась раньше. Это что касается Днепра или Десны.
Что касается нашего централизованного водоснабжения, то сейчас вода соответствует всем тем нормам, которые существуют. Вода в кране безопасна для жизни. Если говорить о качестве воды, то есть бактериологический и химический аспекты. И действительно некоторые параметры мы хотели бы изменить, но это можно делать только, если будет модернизация наших водозаборных станций, одна из которых 1939 года, вторая – 1961-го, и тех станций, которые готовят питьевую воду.
— Планируется такая модернизация?
— Можно сколько угодно это планировать, но должна быть финансовая возможность. Сейчас ее нет. Более того, тот тариф, который существует у нас на водоснабжение и водоотведение, не дает возможности заниматься модернизацией. Там нет этой составляющий.
— Один из факторов, влияющих на качество воды – состояние сетей водоснабжения. Насколько они изношены?
— Мы контролируем ту воду, которую готовим, то есть из речной — до качества питьевой. Также ту воду, которая протекает по нашей сети. Но наши полномочия заканчиваются, образно говоря, на срезе дома. То есть к дому мы подаем воду одного качества, а потом в некоторых случаях оказывается, что вода, которая течет из крана, по качеству не соответствует той, которая была подана нами.
Если говорить об изношенности сети по городу, то у нас около 25 % водопроводной сети – полностью самортизировано. Но если говорить о той сети, которая есть в домах, то, думаю, что эта цифра намного больше. То есть изношенность внутридомовых сетей иногда достигает 90 %.
— В последнее время также много говорили о необходимости реконструкции Бортнической станции аэрации. Назывались разные суммы, необходимые на эти цели. Что сейчас с Бортничами: все пока что на этапе обсуждения или уже составляется определенный план по реконструкции?
— Если говорить о стоках, которые попадают на Бортническую станцию аэрации, то, во-первых, ситуацию можно улучшить, или же, другими словами, не дать ей стать критичной к тому времени, когда начнется реконструкция. Поскольку даже если завтра появятся деньги и будет проект, вы понимаете, что послезавтра обновленная станция не начнет работать. Для того, чтобы поддержать нашу канализационную систему, необходимо должное отношение, образно говоря, к своему унитазу, то есть нужно понимать, что туда нельзя выбрасывать все подряд, как это граждане часто делают. Во-вторых, как минимум ресторанам и кафе, а в целом всем предприятиям, которые пользуются нашей канализационной системой, устанавливать локальные очистительные сооружения.
Что касается непосредственно реконструкции самой станции, то на это необходимо 5 млрд. гривен. Эта сумма неподъемна даже для государства, я уже не говорю о городе. Нужно привлекать инвестора. Сейчас мы занимаемся его поиском. Не хочу опережать время, но, думаю, что приблизительно в мае мы сообщим о том, что будет сделано в ближайшее время именно с Бортнической станцией. Сейчас рановато говорить по этому поводу. Но работа ведется: и с поиском инвестора, и с утверждением полного проекта.
— В этом вопросе будете использовать международный опыт?
— Что касается Бортнической станции аэрации, то это как раз будут не наши технологии. Скорее всего, это будет французская технология.
Если говорить в целом, то глава правления водоканала опекается тем, чтобы наши специалисты выезжали за границу на предприятия, набирались опыта. Причем финансирует эти поездки принимающая сторона.
У нас все время присутствует международный обмен: ездим мы, также к нам приезжают специалисты, мы общаемся и перенимаем опыт тех стран, которые более развиты в вопросе пользования водой.
— Продолжая тему качества питьевой воды, что Вы можете сказать о ситуации с бюветами?
— Дело в том, что «Киевводоканал» занимается только подземной частью бюветов, то есть тем, что касается нормальной, бесперебойной работы насосов, которые иногда подымают воды из глубины 300 метров. Все остальное – прерогатива «Киевводфонда». Именно он занимается наземной частью бюветов, качеством воды, которое они должны проверять вместе с Санэпидемстанцией. То есть этот вопрос немного шире, чем кажется на первый взгляд.
Что касается качества воды в бюветах, то мы подчеркиваем то, что эта вода не проходит никакой очистки, то есть она действительно природная, но мы не можем быть уверены в бактериологических показателях, это вопрос к СЭС и «Киевводфонду». Они дважды в месяц проверяют состояние воды, и если ее качество неудовлетворительное, то бювет закрывают, поскольку нужно провести прочистку, промывку, санацию и т.д.

Читайте также по теме