Рынок земли в Украине должен открыться с 1 июля текущего года, а в Верховной Раде есть дополнения к реформе. Среди них – законопроекты № 2194 и № 2195, которые касаются передачи земли местным общинам и электронным торгам соответственно. Чего хочет добиться законодатель их принятием, в интервью ГолосUA анализирует глава Союза украинского селянства Иван Томич.
– Иван Федорович, как Вы считаете, чем вызвана необходимость новых законодательных актов относительно земельной реформы?
– Совершенно понятно, что даже примитивное урегулирование подхода к началу рынка земли на законодательном уровне требует принятия ряда крайне важных и необходимых законов. Тут дискуссии никакой нет. Есть дискуссия только по сути. Во-первых, необходимо было принимать законы, которые постепенно открывали бы возможности, урегулировали бы вопросы в сфере земельных отношений поэтапно и в завершение или, как говорят, вишенка на торте закон о рынке земли или оборот земли. А у нас вышло так, что пропихнули закон о рынке земли, а теперь уже видят, что он, по сельской терминологии, яловый. Это когда корова не дает молоко. Так же и этот закон, кроме негатива, больше ничего доброго не дает.
– Поэтому возникла необходимость в принятии дополнительных законов?
– Правильно. Давайте посмотрим на простые вещи. Земли государственные и коммунальные. То, что они не разграничены, это уже другой вопрос, но эти земли сегодня по большому счету в невесомости. Каким-то образом их нужно было урегулировать. И они нашли в значительной степени ответ – передать общинам. Но невозможно звезды на небе передавать кому-нибудь. Поэтому тут необходимо копать глубже. Нужно было первым шагом провести ревизию, инвентаризацию, но с определением, безусловно, на местности каждого клочка земли с занесением в Госгеокадастр. Это была единственно верная дорога. Поскольку они ее не сделали, и не хотят делать и не могут делать, поэтому пошли на шаг, который записали в законопроект № 2194. А проще говоря, все проблемы земель, которые находились под контролем государства, которые находились в коммунальной и государственной собственности перебросить на места, не разбираясь по сути, где они, что они, какие они на местности и так далее. Ярким свидетельством есть то, что в октябре было заявлено на самом высоком уровне о том, что украли у Украины 5 миллионов гектаров земли. Где они, на сегодня ничего не известно.
– Но неужели передачи земли общинам, о чем говорится в законопроекте № 2194, такой плохой процесс?
– Вы знаете, ничего плохого нет, но для того, чтобы их передать, необходимо хотя бы знать, что ты передаешь, а тут нет что передавать. Сегодня я скажу просто. Ни межевых знаков на местности, а тем более правовых основ для передачи этой земли местным общинам не существует. Поэтому тут обстановка требовала такого закона, как № 2194. Закон стратегически правильный – передача земли местным общинам, а практически коррупцию еще больше, я бы сказал, развить и сбросить с больной головы или со здоровой головы на больную. Такой делается практический шаг.
– То есть вместе с передачей этих земель будет передаваться и коррупция?
– Передается коррупция еще и с ее усилением, потому что такой коррупционный Госгеокадастр. Все-таки пару десятилетий эта система была живой. Я не говорю, что жизнеспособной. Как ни крути, все-таки значительная информация находилась в системе этой структуры и была единой. Больше не было в сфере земельных отношений информационно-организационной структуры, отличной от Госгеокадастра. Поэтому можно однозначно его реформировать, сделать все мероприятия, чтобы избавиться от коррупции, подтянуть профессиональные кадры и, в конце концов, навести в сфере земельных отношений элементарную реальность относительно землевладения и пользования. Этого не делали специально при непонимании и неспособности.
– То есть ситуацию законопроект № 2194 не решает?
– Если одно фразой дать объективное определение этому закону, то я скажу так: это закон лишает государственные органы власти контроля над основным национальным богатством и перебрасывает всю проблематику в этой части на местные органы власти, которые не имеют для этого ни кадрового, ни организационного решения.
– Писали, что в этом законопроекте есть пункт о разрешении переноса грунтового покрова без специального разрешения. Насколько это соответствует действительности, поскольку уже начали говорить, что это чуть ли не вывоз чернозема эшелонами, как это было во время Второй мировой войны?
– Вы знаете, тут без политических страстей не происходит и не может не происходить. Звучат разноголосые позиции по этому вопросу относительно грунтового покрова, поскольку это кажется близким душе каждого. Я не хочу драматизировать, что это сегодня кто-то будет грузить в эшелоны и отправлять. Нет, это глупость. Но на местах особенно выгодного расположения пригородного и другого характера земли смогут одним махом коррупционной воли переводиться с плодородных и особенно ценных земель под строительство. Там может сниматься плодородный слой почвы, и там земля может переводиться с одной в другую квалификацию.
– То есть могут сделать так, что легко можно перевести с одного целевого назначения в другое?
– Очень легко с помощью интересов коррупции.
– И особенно на местах, где не всегда состоятельные бюджеты. А что Вы думаете о законопроекте № 2195, который говорит об изменениях законодательства относительно продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности или прав на них посредством электронных аукционов?
– Сегодня, когда мы еще не начали и не увидели рынка земли частной собственности, а это земельные паи, личные селянские хозяйства до 2 гектаров, браться за подготовку или принятие законов относительно продажи земель государственной и коммунальной собственности нет никакой необходимости. Но туда движутся с целью если запустится маховик, то может в том хаосе и запустим распродажу других земель, в первую очередь государственных. Это не нужно сейчас.
– У Верховной Рады есть разнообразные законодательные дополнения к земельной реформе. Пока что сложно говорить, что они качественно помогут положительно заработать рынку земли?
– На сегодня за сто дней до рынка земли невозможно прозрачное цивилизованное европейского рынка земли. Это уже не обсуждается, это аксиома. За сто дней уже никто ничего не может сделать.
– Сколько же тогда нужно времени для этого?
– Времени было достаточно. С августа 2019 года до нынешнего времени. Даже мы, фермеры, общественные организации, Комитет защиты родной земли, ставили план действий, который предусматривал четкие принятия по графику нормативно-правовых актов и законов до 1 января 2021 года как план реалистичный при условии тотальной власти в Украине одной партии.
– Но этого не произошло?
– Но за этот период сделано из ста 10 %.