Ю. Корольчук: «США никогда не компенсируют Украине убытки от запуска «Северного потока-2»

После того, как Президент Российской Федерации Владимир Путин и оператор строительства Nord Stream 2 AG заявили об окончании строительства первой нитки газопровода «Северный поток-2», США и Украина не отказались от своего главного тезиса о рисках для украинской ГТС. Вашингтон, как наиболее заинтересованная сторона тут же пообещал Украине компенсировать экономические потери от запуска проекта, но при этом не понятно, как именно эта помощь будет оказана. Впрочем, Киеву не привыкать – западные партнеры не первый раз кормят его обещаниями поддержки, цинично используя в своих геополитических играх против России. Корреспондент ГолосUA побеседовал с экспертом Института энергетических исследований Юрием Корольчуком о том, почему «Северный поток-2» не несет никаких рисков для Украины и почему препятствование его строительству и запуску не отвечает национальным интересам страны.

Украина постоянно повторяет за США тезис о том, что после запуска «Северного потока-2» Россия превратит газопровод в инструмент политического шантажа Европы. Хотя транзит газа через украинскую ГТС сохранится. Как вы расцениваете такую позицию?

«Северный поток-2» никогда не нес и несет никаких рисков для Украины. Заявления такого рода объясняются как чисто политической целесообразностью, так и желанием определенных кругов внутри Украины использовать эту тему для получения поддержки от США и зарабатывания денег. К примеру, ранее мы услышали от Зеленского, что заработанные таким образом деньги использовались на проекты «Нафтогаза» и пиар Коболева.

Что же касается непосредственно самих рисков, приписываемых «Северному потоку», то следует отметить, что через него газ поставляется вовсе не в те страны, в которые Украина осуществляет его транзит. Мы поставляем газ в Венгрию, Турцию, Румынию, Болгарию, Италию, Австрию, частично в Грецию, а также на Балканы. Тогда как прямыми выгодополучателями от «Северного потока» являются Германия, Великобритания, Голландия, Дания и Франция.

В перспективе «Северный поток-2» может создать проблемы для газопровода «Ямал — Европа», который следует через Беларусь и Польшу. Причем последняя вполне может на некоторый период понести потери, поскольку белорусская труба принадлежит «Газпрому». Но «Северный поток-2» предоставляет дополнительные объемы газа для тепловых электростанций в Германии, чтобы сбалансировать работу местной энергосистемы. Ведь если солнечные и ветровые источники не смогут дать необходимого объема энергии, то в таком случае должен быть запасной вариант. Схожую картину можно наблюдать в Великобритании, а также частично в Голландии и Франции. Поэтому для Украины здесь нет и не может быть никаких рисков.

В действительности, гораздо больше рисков для Украины несет именно «Турецкий поток», который забрал значительную долю транзита газа. Что, кстати, признают в Операторе ГТС.

Что же касается конфликта между США и Россией по «Северному потоку-2», то здесь изначально речь вовсе не шла о защите интересов Украины. На самом деле, речь шла о китайском рынке и его растущих потребностях, поскольку Россия закончила строительство газопровода «Сила Сибири».

Трамп лоббировал интересы американских производителей сжиженного газа, поставляющих его на внешние, в основном азиатские рынки, считающиеся наиболее перспективными. Байден же представляет интересы поставщиков возобновляемых источников зеленой энергии, для которых газ является лишь инструментом для выстраивания энергетического баланса.

Зеленский заявил, что ввод «Северного потока-2» лишит Киев как минимум трех миллиардов долларов в год. В свою очередь, госсекретарь США Энтони Блинкен пообещал компенсировать Киеву убытки. Насколько это реально?

Это интересное заявление. Но при этом не ясно, что Блинкен имеет в виду, когда говорит о компенсации. Что это вообще значит? Идет ли речь о прямой дотации со стороны США? И на какой срок – ежегодно, на протяжении десяти или тридцати лет? Но если воспринимать данное заявление с чисто политической точки зрения, то речь идет скорее о необходимости сохранения транзита газа через территорию Украины. Только с добавлением усиливающего эффекта в виде обещания компенсации.

Может этот вопрос Зеленский будет обсуждать с Байденом во время своего визита в США?

Посмотрим. Но я сомневаюсь, что Украина получит от США какую-либо компенсацию, поскольку существует определенная процедура выделения кредитов и помощи.

В данном случае скорее всего речь идет о политическом заявлении, а потому никакой реальной экономической помощи из-за потенциального снижения объемов транзита газа и потери денег США Украине не предоставит. Почему? Да потому, что ее уже не предоставили.

Говоря о компенсации, мы подразумеваем сумму в 2 миллиарда 700 миллионов долларов при уровне прокачки в 90 миллиардов кубометров газа в год. И вот мы сократили объем до 40 миллиардов и зарабатываем около 1,2 миллиарда долларов. Компенсировал ли нам кто-то потерю 1,5 миллиардов долларов из-за сокращения объемов транзита? Этих денег никто не видел.

Что произойдет с украинской ГТС после запуска «Северного потока-2»?

В ближайшее время Венгрия через «Турецкий поток» будет получать 7-8 миллиардов кубометров газа в год, из-за чего через украинскую ГТС будет проходить не более 33 миллиардов кубометров. Конечно, россияне заплатят как за 40, но если говорить о перспективе, то 30 миллиардов кубометров – это очень низкий показатель.

Конечно, наша ГТС продолжит поставлять газ в Италию, но при этом, мы будем резервировать газ для поставки в Европу в те периоды закачки, когда кому-то нужно будет больше, а кому-то меньше, а также в зимний период. Фактически в таких условиях украинская ГТС будет работать по нажатию кнопки – подать газ или прекратить.

Если ситуация будет развиваться пессимистически, то в год через украинскую ГТС будет проходить около 30 миллиардов кубометров плюс резервные мощности. В итоге останется одна труба, разделяющая страну на две части, а из 80 имеющихся компрессоров останется 20. В таком случае, чтобы поставлять газ по обе стороны от трубопровода, придется строить интерконнекторы для нагнетания давления в трубы поменьше и поставок газа в отдаленные пункты. Уверен, что операторы ГТС еще даже не делали никаких расчётов, сколько это будет стоить. Но в любом случае, это миллиарды долларов. Также не ясно, кто за это заплатит? Государство, местные бюджеты, НАК «Нафтогаз Украины», Оператор ГТС, облгазы? Скорее всего, сумма будет закладываться в тариф для населения.

Газ, поставляемый по «Северному потоку-2» американские политики и экологи называют «грязным». Хотя, как отметил вице-премьер РФ Александр Новак, российский газ имеет почти в четыре раза меньший углеродный след, чем топливо, поставляемое в Европу из США. Какова на ваш взгляд роль экологов в препятствовании строительства «Северного потока-2»?

К примеру, когда в 1993 году строили нефтепровод Одесса – Броды, тогда экологи также протестовали, будто его работа будет загрязнять акваторию Черного моря. Поэтому, в определенной степени экологи действительно могут использоваться для укрепления политических позиций.

Если же говорить конкретно о «Северном потоке-2», то не стоит искать высокие связи между Байденом и немецкими «зелеными». Возможно, Демократическая партия США может им где-то симпатизировать, но вряд ли речь может идти о поддержке.

Советница министра энергетики Елена Зеркаль заявила, что создание газового консорциума с европейскими и американскими компаниями позволит не только оказывать давление на Россию, но и предотвратит превращение «Северного потока-2» в оружие шантажа. Насколько такая возможность вообще реализуема?

Речь идет либо об ошибке, либо о манипуляции. Хотя, может быть и так, что она просто не поняла, что сказала. Дело в том, что идея создания консорциума между Россией, Германией и Украиной активно обсуждалась с 2001 по 2004 год и просуществовала где-то до 2012 года, после чего скоропостижно скончалась. Тогда речь шла об общем управлении украинской ГТС тремя странами. В последние же годы про консорциум вообще никто и ничего не говорил.

Когда в 2019 подписывали договор о транзите газа, газовые трейдеры активно продвигали идею о создании группы европейских компаний, готовых выполнять функцию посредника. Тогда предлагалось, что они будут брать транзитный газ у России на границе с Украиной и вместе с Оператором ГТС поставлять его европейским потребителям. Для того, чтобы это стало возможным, европейские компании должны были подписать контакт с «Газпромом», а Украина в свою очередь должна была подписать контракт с европейцами.

В действительности же, это самая настоящая «схема», поскольку за свои услуги европейцы хотели получить на ровном месте порядка 700 миллионов долларов. Но эту попытку сразу же пресекли. Было время, когда американцы также хотели участвовать в транзите газа, но эти идеи так и не обрели каких-либо очертаний. Поэтому заявление Зеркаль стоит рассматривать как чисто политическое.

Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что после запуска «Северного потока-2» Россия может организовать провокации на украинской ГТС с целью обосновать отказ от дальнейшего транзита газа через территорию Украины. Чего он добивается, делая такие заявления?

В прошлом Аваков имел свои интересы в «Нафтогазе» и других дочерних компаниях, где занимался вопросами безопасности. Но сейчас его оттуда вытесняют. Поэтому подобные заявления имеют исключительно политический характер. Министр просто предлагает другой стороне договориться.

Конечно, нельзя отрицать и того, что действительно могут быть теракты и какие-то аварийные ситуации. Такие случаи нужно пресекать, для чего и существуют правоохранительные органы. Хотя, не совсем понятно, зачем России устраивать какие-то провокации, если Европа заинтересована в сохранении транзита через украинскую ГТС? Скорее всего в данном случае речь идет о желании Авакова поторговаться, поскольку существует вероятность того, что в ближайшем будущем он покинет занимаемый пост министра внутренних дел.

 

 

Читайте также по теме