Законопроект №2458, которым депутаты Верховной Рады Украины хотят разрешить проникновение в жилье и офисы украинцев без решения суда, если есть задолженность за коммунальные услуги, нарушает нормы Конституции Украины, а также Гражданского и Уголовно-процессуального кодексов.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил управляющий партнер юридической компании «Тарасов и партнеры», адвокат Андрей Тарасов.
«Я в принципе не понимаю необходимости в том, чтобы вламываться в жилье для того, чтобы отключить, скажем, горячую воду за неуплату. Есть технические решения, которые позволяют это сделать, не проникая в жилище. Таким образом, эта норма, кроме того, что нарушает принцип неприкосновенности частной собственности и жилья, еще и не является стопроцентной необходимостью. Хватит и того, что даже в рамках уголовных процессов суды направо и налево раздают сомнительные разрешения на обыск квартир и офисов предпринимателей. Позволить врываться в дома сотрудникам ЖЭКов… это вообще уж слишком», — говорит адвокат.
При этом А.Тарасов назвал правовые нормы, которые гарантируют украинцам неприкосновенность жилья без решения суда.
«Неприкосновенность права собственности в Украине охраняется, в частности, Основным Законом — Конституцией Украины. Так, статьей 41 КУ предусмотрено, что право частной собственности является нерушимым, никто не может быть противоправно лишен права собственности. В указанной статье Основного Закона государства также предусмотрено, что принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости.
Принудительное отчуждение этих объектов с последующим полным возмещением их стоимости допустимо только в условиях военного или чрезвычайного положения. Конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом. Более того, неприкосновенность права собственности охраняется Гражданским кодексом Украины. В соответствии со ст. 321 ГК Украины никто не может быть противоправно лишен этого права или ограничен в его осуществлении. Частью второй указанной статьи предусмотрено, что лицо может быть лишено права собственности или ограничено в его осуществлении лишь в случаях и в порядке, установленных законом. Уголовно-процессуальным законодательством также предусмотрена охрана неприкосновенности права собственности.
Статья 16 Уголовно-процессуального кодекса Украины предусматривает, что лишение или ограничение права собственности в ходе уголовного производства осуществляется только на основании мотивированного судебного решения, принятого в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. На основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, допускается временное изъятие имущества без судебного решения. Кроме этого, Уголовным кодексом Украины предусмотрена ответственность за нарушение неприкосновенности жилища (ст. 162 УК Украины), что также является способом защиты прав собственности.
Таким образом, можно утверждать, что неприкосновенность права собственности обеспечивается во всех сферах общественной жизни, в том числе и во время уголовного производства. Вместе с тем, право собственности не является абсолютным. В интересах общества и на условиях, предусмотренных законом, деятельность собственника может быть ограничена или прекращена или владельца могут обязать предоставить ограниченное пользование его имуществом другими лицами», — пояснил адвокат.
Ранее сообщалось, что 20 мая 2020 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2458, который предусматривает внедрение публичных договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Председатель Комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус сообщил, докладывая по законопроекту, в частности, что законопроектом устанавливается, что «несанкционированный доступ к жилью, иного объекта недвижимого имущества для ограничения (прекращения) предоставление коммунальной услуги происходит без получения согласия его владельца (пользователя), если такой собственник (пользователь) отказывается допустить в принадлежащее ему жилье (другой объект недвижимого имущества) представителя исполнителя».