В начале 2019 года, в самый разгар президентской избирательной компании,«ДТЭК» Рината Ахметова, которому приписывают получение миллиардной прибыли на «Роттердам плюс», приобрел у российской «VS Energy» две энергопоставляющие компании — «Одессаоблэнерго» и «Киевоблэнерго». Объявленная сумма сделки — $280 млн.
Как сообщеает политический обозреватель Михаил Шнейдер, в промежутке между первым и вторым туром президентских выборов Антимонопольный комитет, подконтрольный экс-президенту Петру Порошенко, отказался признать факт монополизации рынка тепловой генерации за «ДТЭК», тем самым цинично объявив украинцам, что 60% генерирующих мощностей, принадлежащих «ДТЭК» все же меньше, чем предусмотренные антимонопольным законодательством 25%.
По словам Шнейдера, эта ситуация обернулась тем, что 30 мая 2019 года Комитет кредиторов «Центрэнерго», объединяющей оставшиеся 30% установленной генерирующей мощности, рекомендовал включить «ДТЭК» в состав конкурсных кредиторов в рамках процедуры банкротства «Центрэнерго».
При этом, акцентируется, что право выступать в статусе конкурсного кредитора «ДТЭК» отвоевывал в судебных инстанциях всех уровней на протяжении более 5-ти лет, начиная с 2016 года, — периода введения тарифной формулы «Роттердам плюс».
По мнению Шнейдера, на этом фоне очень не убедительными являются заверения подопечных Рината Ахметова о том, что их компания не интересуется активами «Центрэнерго» накануне приватизации в 2018 году со стартовой ценой в 6 миллиардов гривен. По крайней мере факты и события говорят об обратном…
«В тот же день Комитет кредиторов принимает решение о переходе «Центрэнерго» в стадию санации. Причины такого решения очевидны, — после полученной по результатам года 2,6 миллиардов гривен прибыли, руководство «Центрэнерго демонстрирует убыток в сумме 130 миллионов гривен», — замечает обозреватель, по словам которого, последнее обстоятельство «красноречиво говорит о том, что менеджмент Петра Порошенко, покидающий кресла в крупнейшей госкомпании за пять лет научился получать прибыль даже с убытков».
Вместе с тем, он подчеркивает, что по стечению обстоятельств, финансовым директором «Центрэнерго» является Ярослава Помилуйко, — жена члена КНРЭ Антона Гудаченко, который до назначения указом Петра Порошенко трудился в «Метинвест» Рината Ахметова, а также акцентирует: во всем этом хитросплетении событий и фактов пока что вяло разбирается Антикоррупционная прокуратура.
Резюмируя сложившуюся ситуацию, Шнейдер заостряет внимание на том, что получив статус конкурсного кредитора, «ДТЭК» будет иметь порядка 32% голосов, чего безусловно не хватает для принятия решений – «В этой конфигурации подопечным Рината Ахметова придется искать союзников в лице экс-нардепа Дмитрия Крючкова, которому СМИ приписывают реальный контроль над Комитетом кредиторов «Центрэнерго», либо в лице Игоря Коломойского и контролируемой им «Укрнафты», которая также является конкурсным кредитором «Центрэнерго».
«При любом варианте, прекращение процедуры банкротства не выгодно ни одному из участников забега, т.к. последнее откроет возможность наложения арестов на счета и имущество «Центрэнерго» другими кредиторами», — отмечает обозреватель.
В то же время он напоминает: почти 300 миллионов дивидендов «Центрэнерго» должно выплатить в госбюджет до 01 июля 2019 года, а заявленная только одним из кредиторов экс-нардепа Крючкова сумма требований превышает 1,3 миллиарда гривен – «Прибавив к ним обязательства перед поставщиками угля, подконтрольных по сообщению СМИ, Виталию Кропачеву, а также обязательства по выплаченным авансам перед ГП «Энергорынок» и налогам, получим сумму долгов, явно превышающую 3-4 миллиарда гривен».
«Наложив на все это неопределенность в отношении нового рынка электроэнергии, введение которого с 01 июля 2019 года протягивает правительство Владимира Гройсмана под аккомпанементы «ДТЭК», получаем совершенно не радужную картину для населения, которое вынуждено будет оплачивать миллиардные сверхприбыли бизнеса Рината Ахметова. Ведь, даже по самым оптимистическим сценариям стоимость электроэнергии с 01 июля 2019 года для конечного потребителя, т.е. населения и промышленности может увеличится в 2 раза», — подытожил Шнейдер.