О Министре развития общин и территорий Алексее Чернышове говорят разное, в последнее время много пишут, и не всегда приятное. Работает Чернышов в Правительстве Шмыгаля с начала марта 2020 года. Весь этот период Кабмин работает практически в неизменном составе. И можно было бы говорить о какой-то сработанности команды, развитии экономики страны, перспективах развития государства. Однако за прошедший период экономика страны медленно, но уверенно падает в пропасть, МВФ снова ухудшил прогноз ВВП Украины. Экономический блок правительства не радует результативностью. Критикуют пассивность и отсутствие реальных шагов по спасению бизнеса, которому приходится выживать в нелегких условиях пандемии, отсутствие решения налоговых и таможенных проблем, увеличение дыр в госбюджете. Это все говорит о том, что команды нет, как и единой цели. Результативную работу ведут только отдельные члены Кабмина.
Высоко оценивают эксперты работу главы МИДа Дмитрия Кулебы, бессменного министра внутренних дел Арсена Авакова.
В последнее время Алексей Чернышов является одной из наиболее обсуждаемых персон в украинском правительстве. При этом взгляды на результаты его работы а также на его будущее среди различных экспертов крайне поляризованные – от грядущей отставки до перехода на очередную руководящую должность в Офис президента. В чем причина такой неоднозначности?
Алексей Чернышов пришел в политику на волне запроса на новые лица в украинской политике, ставшего основой успеха «Зе»-команды на президентских выборах. В правительстве Дениса Шмыгаля от относится к так называемому «бизнес-крылу», в которое входят несколько членов кабмина, в т.ч. премьер- министр Денис Шмыгаль, министр цифровой трансформации Михаил Федоров. Основной задачей этих менеджеров, которые явно не вписываются в бюрократический аппарат, было и остается переформатирование действующей системы государственного управления под понятный и прозрачный механизм проектной работы с конкретными результатами.
Приход Алексея Чернышова в украинскую политику – это, безусловно, далеко не первая попытка переставить инертную машину госуправления на бизнесовые рельсы. Правда в большинстве своем они заканчивались тем, что бюрократический аппарат съедал инородных менеджеров. В то же время электронная система «Дия» Михаила Федорова, так или иначе уже заложила основу цифровизации государственных услуг. Да и Алексей Чернышов успел потушить несколько пожаров, став главным ответственным лицом за реализацию президентской Большой стройки и децентрализации.
Сегодня бытует мнение, что к власти должны приходить люди, не доедающие последний кусок хлеба. Финансовое благополучие действительно является залогом успеха и возможности фокусироваться именно на достижении результатов, а не на придумывании схем откатов и ценных подарков. Украинский политикум уже имел печальный опыт, когда за деяния голодных представителей власти было стыдно и обидно одновременно. Означает ли это, что у власти должны сегодня быть только люди богатые? Конечно, нет. Но это должны быть профессионалы как минимум.
Профессиональный, в том числе и политический, опыт Алексея Чернышова весьма богат и разнообразен. «Обкатку» в системе госуправления Чернышов прошел не где-нибудь, а в Киевской облгосадминистрации. Назначение на должность главы Киевской облгосадминистрации харьковского бизнесмена Алексея Чернышова, который до этой должности не имел ничего общего с государственным администрированием, аппаратной деятельностью было, мягко говоря, неожиданным для очень многих. Тем более, что он со старта возглавил столь притягательное для многих заинтересованных политиков и бизнесменов «пристоличную» область. Удивление не получивших лакомого куска пирога участников рынка перерастало в слухи. Алексея Чернышова связывали с Ермаком и одновременно называли человеком Коломойского, искали подводные камни его прихода не эту должность. Через сито просеивали всю биографию. Тем временем новоназначенный губернатор взялся делать Киевщину витриной Украины.
Умение Чернышова говорить с бизнесом на одном языке и привлекать инвестиции дало свои результаты. Ему удалось наладить диалог с инвесторами – создать своего рода инвестиционный совет при администрации. Поддержать инициативы развития высокотехнологичного производства на Киевщине, что в итоге вылилось в строительство второй очереди крупного завода по производству оборудования для автомобилей «Костал». Привлечь средства Европейского банка реконструкции и развития для модернизации Киевской областной больницы.
Отдельно стоит отметить успехи главы КОГА Чернышова по наведению порядка в проектах строительства социальных объектов. Алексею Чернышову удалось с характерной для бизнеса, а не для государственного служащего, скоростью и добиться главного — ряд проектов по строительству школ в области, простаивающие не один десяток лет были запущены в работу. Дети Вишневого и Украинки получили новые комфортные и современные помещения для учебы и развития, а глава области – опыт, который впоследствии пригодился ему на посту главы Минрегиона, ответственного за «Большую стройку».
Еще одним важным для будущего карьерного роста опытом, который Чернышов получил на Киевщине, стало участие в процессе децентрализации. Начало этому процессу было положено еще в далеком 2014 году, однако в 2020 к моменту, когда подходил к концу установленный президентом Владимиром Зеленским срок формирования объединенных территориальных громад, Киевская область явно пробуксовывала. Несмотря на это, перспективный план Алексей Чернышов со своей командой в Киевской облгосадминистрации составил в срок и к лету в области окончательно сформировали новые административно-территориальные единицы: районы и ОТГ. При этом процесс сопровождался существенным противодействием и недовольством местных «хозяев», которые теряли управление «удельными княжествами», и пытались поднять волну протестов для защиты своих личных интересов. В итоге область продемонстрировала один из наиболее эффективных результатов.
На посту министра развития общин и территорий Чернышову досталось сразу несколько направлений, которые находились под пристальным вниманием общества, президента и его политических оппонентов. Это, собственно, и предопределило неоднозначность восприятия фигуры министра-управленца в публичном поле.
Реформу местного самоуправления Алексей Чернышов получил в свое ведение на фоне уже развернутой компании о сворачивании децентрализации президентом Зеленским и его правительством. На деле же оказалось, что местные громады получили все обещанные полномочия и значительные финансовые ресурсы, чем, кстати и воспользовались на местных выборах. Следующим шагом министра должно стать формирование системы сдержек и противовесов, которая должна сбалансировать полномочия местных органов власти и государства. Соответствующие законопроекты разработаны командой Минрегиона и это не может не беспокоить местные элиты, которые уже почувствовали себя четь ли не единоличными хозяевами на своих территориях и не испытываю желания получить эффективный контроль за своей деятельностью со стороны центральной власти.
Большая стройка является крайне ответственным проектом, состоящим из тысячи объектов по всей территории Украины. Пожалуй, для реализации программы такого объема и нужен был такой управленец, как Чернышов, пришедший из бизнеса, а не апаратчик, для которого важнее объем бумажек и отчетов на столе, а не реальные действия о объемы выполненных работ. И тут, к удивлению многих, дело пошло. Километры дорог, там, где их не видели в таком качестве никогда ранее со дня появления этих дорог, модернизированные, современные школы и больницы в регионах. Новые подходы Министра Алексея Чернышова по контролю за качеством работ стали настоящим сюрпризом для глав областных администраций и подрядчиков. Регулярные проверки объектов Большой стройки лично Чернышовым или специально созданной при министерстве мониторинговой группой быстро продемонстрировали результат. Ряд объектов, которые на бумаге подавались на открытие были возвращены на доработку из-за серьезных недоработок и несоответствия качества. С одной стороны, это не могло не сказаться на сроках проведения работ. С другой, бизнесовые требования Чернышова к качеству – это то, чего долгое время не хватало при реализации проектов за государственный счет.
Также за прошедший период в Украине впервые разработана мощная государственная стратегия регионального развития. Она предусматривает принципиально новые подходы к реализации государственной региональной политики, особые механизмы и инструменты государственной поддержки. И данный инструмент также находится в ведении Минрегиона и его главы Алексея Чернышова.
Что же предшествовало росту и стало своеобразной закалкой для еще молодого и весьма энергичного Министра развития общин и территорий Алексея Чернышова и привело его в топ украинской политики.
Уроженец Харькова Алексей Чернышов получил образование в Харковском гуманитарном университете, прошел профессиональный курс по стандартам международного Института управления проектами в США. С 1998 года строил карьеру в инновационной IT отрасли, в компании Telesens, которая разрабатывала системные программные продукты для телекоммуникационного бизнеса как дочерняя структура немецкого «Telesens AG». В 2002 году совместно с партнерами выкупил украинскую часть группы, которая стала самостоятельной компанией. В начале 2000-х интерес Чернышова к коммерческой недвижимости и девелопменту привёл к реализации нескольких успешных проектов в Харькове, после чего начинается сотрудничество с Концерном АВЭК. Там Чернышов прошел путь от позиции вице-президента по развитию до Главы наблюдательного совета Концерна и группы «АВЭК». Чернышов формирует портфель из новых проектов коммерческой недвижимости общей площадью 350 000 кв.м.
Во время ведения бизнеса на територии Украины Алексей Чернышов привлек в украинские проекты значительных зарубежных игроков, работающих в сфере прямых инвестиций и развития коммерческой недвижимости.
Кроме того, Чернышов стал основателем инвестиционно-девелоперской компании, основной задачей которой стало развитие масштабных проектов коммерческой недвижимости, а также привлечение зарубежных инвестиций в Украину и стабилизация инвестиционного климата в стране.
Масштабным инфраструктурным проектом 2013 года, в котором Алексей Чернышов выступил инициатором и партнером, становится «Киевская Бизнес Гавань». В 2014 году Чернышов основал инвестиционную компанию «VI2 Partners». Офисы компании работают в Киеве и Вене. Основные направления деятельности VI2 Partners — прямые инвестиции, формирование и управление портфелем активов, инвестиционный банкинг — слияния и поглощения, привлечение капитала, реструктуризация задолженности. Компания сотрудничает с международными финансовыми организациями.
В ноябре 2017 года Алексей Чернышов стал Главой Наблюдательного Совета Украинского клуба недвижимости URE Club — профессионального сообщества, объединяющего локальных и международных экспертов и практиков рынка недвижимости Украины и способствующего привлечению инвестиций.
В марте 2019 Алексей Чернышов присоединился к Всеукраинской Сети Добропорядочности и Компланса (UNIC). Сеть основана Советом бизнес-омбудсмена при поддержке Европейского банка реконструкции и развития и Организации экономического сотрудничества и развития, целью создания которой является продвижение идеи нравственного и ответственного ведения бизнеса.
Очевидно, что опыт предыдущих лет Чернышова был так или иначе заточен на проекты масштабные, можно сказать, национального значения. Очевидно, именно эти амбиции так органично привели нынешнего министра в кресло главнокомандующего Минрегиона.
Что касается политического бекграунда, в Верховной Раде V (2006-2007 годы), VI (2007-2012 годы) и VII (2012-2014 годы) созывов Алексей Чернышов был помощником-консультантом нардепа Александра Фельдмана на общественных началах.
Что касается интересных фактов из биографии Алексея Чернышова (куда же без них). Алексей Чернышов задекларировал квартиру в Киеве стоимостью 5,7млн. грн, земельный участок в селе Романков (Киевская область) стоимостью 450 тыс. грн и дом за 944 тыс. грн. Его жена Светлана является владелицей квартиры в Никополе (Днепропетровская область) стоимостью 116 тыс. грн.
В собственности пары Чернышовых — четыре автомобиля: Land Rover Autobiography 2018, Mercedes-Benz S 500 4MATIC 2010, Skoda Octavia А5 2010 и Land Rover 2010.
Также Чернышов является владельцем акций и многочисленных корпоративных прав. Он является конечным бенефициаром юридических лиц, зарегистрированных как в Украине, так и тех, что находятся на Кипре, Британских Виргинских островах и Австрии.
Чернышов с женой владеют коллекцией часов, в частности от Rolex, драгоценностями от Tiffany и Cartier, коллекцией книг и картин. /> По 2018 Чернышов задекларировал 2,2 млн грн полученного за рубежом дохода, его жена Светлана задекларировала 185 тыс. грн зарплаты в университете имени Шевченко. Доход Чернышова от отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав составил 19,5 млн грн, а у его жены — 4,1 млн грн.
Глава Минрегиона сохраняет наличными $ 750 тыс., Его жена — $ 115 тыс . Также Чернышов занял третьим лицам по меньшей мере 6 млн грн.
Как видим за плечами у нынешнего Министра Минрегиона Алексея Чернышова немалый и разносторонний опыт ведения бизнес-проектов, общественной и инвестиционной деятельности. Все проработанные им за время ведения частного бизнеса кейсы стали залогом эффективной деятельности в качестве государственного чиновника новой формации.
Таким образом, видим, что Алексей Чернышов за время работы в бизнесе, в главе Киевской области, в Минрегионе успел разрушить много устоявшихся схем и связей на освоении строительных бюджетов, воспринимается многими как потенциальная угроза укреплению феодальных княжеств в областях и в то же время показал себя эффективным менеджером, способным закрывать наиболее сложные и проблемные направления работы. Этим и объясняется активное обсуждение будущего Министра Алексея Чернышова, где одни прочат ему скорую отставку, а другие – карьерный рост.