Слово «гладиатор» происходит из латинского «гладиус» — меч. Возможно, это изучают в школах. Но мало кто знает, но гладиаторские бои были продолжением жертвоприношений из погребальной обрядности этрусков. Согласно этой традиции, на могиле усопшего должны были сражаться несколько человек. Погибший в бою считался принесённым в жертву, задачей которой было проводить покойного в мир иной.
Об этом в блоге пишут археологи.
Первый известный нам публичный гладиаторский бой произошел в 264 году до н. э. на похоронах известного аристократа. Тогда родственники покойного заставили сразиться троих рабов для того, чтобы погибшего в бою таким образом принести жертву богам.
Даже когда в 105 году до н. э. гладиаторские бои стали зрелищем полностью коммерческим, и стали чем-то вроде бизнеса, многие римляне заказывали их в качестве поминок по усопшему. Многие также завещали после своей смерти устраивать игры.
Вначале на арены выгоняли рабов, военнопленных и преступников (вспомним также, что на гладиаторских аренах погибло немало первых христиан, которые время от времени подвергались преследованию в Риме). Однако постепенно в гладиаторскую школу начали приходить даже свободные мужчины, которым пришлось столкнуться с финансовыми трудностями.
Хотя по сегодняшним голливудским фильмам этого не сказать, смерть гладиатора на арене не была обычным явлением. В конце концов, его смерти никто не хотел.
Дело в том, что каждый гладиатор, прежде чем из него стал профессиональный боец, проходил через усиленные тренировки и много работал над своей формой. Обучить гладиатора было делом трудоёмким, в которое вкладывалось много времени и денег, потому хозяева гладиаторских школ не видели интереса в том, чтобы каждый раз возвращаться на рынок и покупать нового раба для обучения. Намного чаще на арене убивали зверей — львов и бегемотов, иногда оленей и даже голубей.
Одна из таких гладиаторских школ была найдена в ходе археологических раскопок в древнем городе Карнунте. Эта находка показала, в каких условиях жили гладиаторы. Они спали в небольших кельях размером всего 5 м² и ели в основном растительную пищу. Основу их рациона составлял ячмень и бобовые — эти культуры способны дать организму энергию в виде углеводов и достаточное количество белка.
В этой школе также находилась баня с паровым отоплением и горячей водой, где бойцы могли отдыхать и лечить свои раны. Самые успешные из них могли заслужить «деревянный меч», который избавлял от рабства и давал им возможность жить свободную жизнь.
В 63 году император Нерон издал указ, разрешающий участие в гладиаторских боях женщинам. В Великобритании было найдено два захоронения женщин, атрибутика которых помогла предположить, что речь идёт именно о женщинах — гладиаторах.
«Среди этих кликов и небывалых забав слабый и неприспособленный к оружию пол позорит себя, давая сражения, созданные для мужчин».
Константин Великий, созвав в 325 году Никейский собор, который способствовал дальнейшему распространению христианства, в том же году подписал Бейруткий эдикт, порицающий гладиаторские бои. Преступников отныне полагалось направлять не на арены, а на работы в рудники.
Однако император Константин предоставил исключение из этого указа для итальянский провинций, и гладиаторские бои начали возрождаться. Христианская церковь упорно продолжала добиваться запрета боёв на арене ради увеселения публики — это римское наследие стало довольно большой проблемой для зарождающегося христианского государства.
Константин запретил своим солдатам вступать в гладиаторские школы. После него Валентиану пришлось подтвердить эдикт Константина, запрещающий судьям отправлять заключенных «на арену». В 399 году император Гонорий закрыл последние гладиаторские школы. Однако поводом для окончательного запрета стал случай, произошедший в 404 году, который подробно описал епископ Феодорит Киррский.
Телемах, христианский монах из Малой Азии, выскочил на арену и попытался разнять дерущихся, за что был растерзан разъярённой толпой зрителей. Однако его мученическая смерть была не напрасной: под впечатлением от этого поступка император Гонорий навсегда запретил гладиаторские бои.
Напомним, подробности жизни римских воинов отображены в фильме «Гладиатор», который вышел на большие экраны 1 мая 2000 года.