Декларация стран «Большой Семерки» (G7) о поддержке восстановления и реконструкции Украины предусматривает частичное использование анонсированных $50 млрд на военную поддержку Украины, но это не есть прямым свидетельством о возможности прямого финансирования с этих средств обороны, сообщила глава бюджетного комитета ВРУ Роксолана Пидласа.
«В этом заявлении Большой Семерки речь идет только об ERА (Extraordinary Revenue Acceleration Loans – ред.), что эти средства частично можно будет использовать на военную поддержку Украины, но это вовсе не значит, что эти деньги придут в бюджет Украины, и мы на них сможем платить зарплаты военнослужащим и покупать военную форму или боеприпасы», — объяснила она в интервью агентству «Интерфакс-Украина».
В качестве примера глава комитета привела использование Евросоюзом доходов от замороженных российских активов для военной помощи Украине. «У них есть для этого отдельный инструмент, называется Peace Facility. После разрешения на использование доходов с росактивов в феврале, они 90% этих доходов направляют в этот Peace Facility, а 10% — в Ukraine Facility. Но этот же Peace Facility не дает деньги в бюджет Украины», — почеркнула Пидласа.
«Не знаю, как сейчас, но сначала было много заявлений, что, например, Франция и Германия настаивают, что из этого Peace Facility Еврокомиссия должна размещать заказы производителей внутри ЕС для закупки оружия, боеприпасов и передавать Украине это в натуральном виде», — указала председатель парламентского бюджетного комитета.
Пидласа отметила, что не может точно проинформировать о дальнейшем будущем вопроса об использовании Украиной $50 млрд безвозмездного кредита, предоставляемого за счет доходов от обездвиженных росактивов на оборонные расходы, поскольку о деталях этого решения ведутся переговоры непосредственно между европейскими и американскими лидерами.
Добавим, в июне 2024 СМИ писали, что 50 млрд долларов «зависли», поскольку США и ЕС рассорились из-за кредита для Украины.