Чтобы снять картину «Поводырь», пришлось отстраивать Харьковский вокзал 32-го года, откачивать озера и отстраивать железную дорогу. Натурой для фильма также послужил Тараканов Форт и церковь на Яворивском полигоне, которую уже более 50-ти лет обстреливают танки.
Об этом во время пресс-конференции рассказал режиссер-постановщик картины Олесь Санин.
«Конечно, мы хотели показать нашу большую страну, ее пейзажи. Мы хотели показать с одной стороны — рай, о котором писал один из героев нашей картины Тарас Григорьевич Шевченко, а с другой стороны — разрушение страны», — заявил О. Санин.
«Было очень сложно, но часть того, что мы не могли воспроизвести и невозможно было воспроизвести во времени — например Харьковский вокзал 32-го года — мы просто его построили», — подчеркнул режиссер.
Он отметил, что все, что существует в кадре — имеет за собой огромную историю. К примеру, волонтеры, которые узнали о съемках фильма, за свои деньги реконструировали 7 километров узкоколейной дороги, по которой незрячих бандуристов везут на смерть.
«Для съемок нам откачивали озера. Реставрировали первый трактор Харьковского тракторного завода, который стоял 50 лет на постаменте, когда весь завод сдали на металлолом. Кстати, на этом тракторе Джамала едва не пострадала. Потому, что за рулем сидел наш друг, американский актер, который сейчас работает в Германии — Джефф Баррелл. Он впервые сидел за рулем трактора, рядом с ним стояла мечтательная Джамала, ему объяснили, как трактор запустить, но, как остановить — нет», — рассказал А. Санин.
По его словам, в съемках был задействован широкий спектр натуры» — фильм снимали в Харькове, на Ровенщине, в Дубно (Тараканов Форт).
«Мы снимали также церковь, которая стоит на Яворивском военном полигоне под Львовом. И эта церковь служила 50 лет мишенью для танков, которые ее расстреливали все это время. Мы искали этот образ разрухи, которая смогла выстоять, и нашли такой непревзойденный памятник стойкости духа, истории. И поэтому наша финальная сцена, история надежды, история прозрения, история ожидания рассвета, который когда-то наступит, веры — происходит именно у этой церкви. Церковь явила себя историей несокрушимой веры в материальной форме. Мы нашли этого «героя», и такие «герои» у нас живут очень во многих даже минималистичных кадрах, каких-то совершенно условных декорациях, костюмах — за всем этим стоит история», — подчеркнул режиссер картины.
О. Санин подчеркнул, что кино не удалось снять за тот бюджет, который был у съемочной группы — 16 миллионов гривен.
«Я думаю, что специалисты понимают, что это ничто. На эти деньги можно снять очень несложную современную картину фестивальную, отнюдь не для массового зрителя. Очень многое из того, что было сделано в картине — это потрясающая работа продюсера Максима Асадчего. Работа с точки зрения организации, логистики самого процесса, максимальной эффективности всех звеньев и не напрасно потраченной не просто каждой копейки, а каждой договоренности, каждой секунды работы съемочной группы в кадре, мотивация всей группы для работы над этой историей. Только благодаря этому удалось сделать фильм», — подытожил А. Санин.
Напомним, фильм Олеся Санина «Поводырь, или у цветов есть глаза» был выбран Украинским Оскаровским Комитетом чтобы представлять Украину в 2014 году на премии «Оскар» Американской академии кинематографических искусств и наук в номинации «Фильм на иностранном языке». Премьера фильма в украинских кинотеатрах состоится 12 ноября.