Американские психологи выразили мнение, что чувство дежавю не поможет человеку принять правильное решение.
Об этом исследователи сообщили в журнале Psychological Science.
В экспериментах в виртуальном пространстве ученые показали, что дежавю не удается использовать так же эффективно для принятия решения, как реальные воспоминания.
По их словам, чувство дежавю — это пример ошибки восприятия, при котором человеку, попадающему в какую-либо ситуацию, кажется, что она с ним уже происходила. При этом связь с конкретным воспоминанием восстановить не удается: именно поэтому дежавю чаще всего описывают не как конкретный процесс извлечения воспоминания, а как «чувство».
Иногда дежавю также сопровождается ощущением предчувствия. Мысль о том, что ситуация уже происходила, приводит ощущению четкого осознания того, что произойдет дальше. Например, во время прогулки человеку может показаться, что улица, по которой он проходит, ему хорошо знакома. При этом вспомнить, когда и при каких обстоятельствах он был на этой улице, он не может. Это и есть дежавю. А если завернуть за угол, то там точно можно увидеть двухэтажный синий дом (это — предчувствие).
Дежавю, а в особенности — его связь с предчувствием дальнейших событий, подробно до сих пор не изучена. Виной тому, прежде всего, — трудность систематического изучения: сложно создать экспериментальную парадигму, которая бы эффективно вызывала у участников лабораторного исследования чувство дежавю. Один из способов — виртуальная «навигация» в двух пространствах, расположение предметов в которых похоже друг на друга.
Такой парадигмой воспользовались Энн Клири и Александр Клэкстон из Университета Колорадо. В их исследовании приняли участие 74 студента: им показывали сцены от первого лица, в которых прокладывался путь через препятствия (например, ящики). В определенный момент происходил поворот — вправо или влево. Далее участникам показывали точно такие же сцены, только измененные: цвета и препятствия были другими (например, кусты вместо ящиков), а их расположение было точно таким же. В момент поворота движение останавливалось: необходимо было решить, вправо или влево необходимо повернуть.
После каждой просмотренной измененной сцены участники сообщали, кажется ли им, что они ее уже видели (другими словами, они испытали чувство дежавю). Ученых интересовало, с одной стороны, влияет ли такое чувство на выбор правильного поворота, а с другой — влияет ли оно на уверенность в том, что выбранный поворот — правильный (то есть влияет ли чувство дежавю на предчувствие участников).
Результаты показали, что в большинстве случаев участники эксперимента испытывали предчувствие о правильности выбранного ими направления после того, как сообщали об испытанном чувстве дежавю. Тем не менее, ощущение правильно выбранного поворота не коррелировало с реальной правильностью выбранного поворота.
На основании полученных данных ученые сделали вывод, что чувство дежавю действительно связано с предчувствием определенного развития событий. При этом такое предчувствие оказывается неэффективным при реальном использовании во время принятия решений: то есть полученную информацию не удается использовать так же эффективно, как реальные, четкие воспоминания из эпизодической памяти.