Авантюры в реорганизации системы управления национальной ГТС и кадровой политике в ключевой компании по транзиту и хранению газа ПАО «Укртрансгаз» угрожают энергетической безопасности государства.
Об этом сообщает Ура-Информ.
Это – вывод экспертов энергетического рынка, в результате анализа соответствующих решений Кабмина и законопроектов. Речь идет о Постановлении КМУ № 172 о разъединении системы ГТС и подземных газохранилищ путем создания отдельных обществ, а также законопроектов по реформированию системы управления ГТС и введению чрезвычайного положения в энергетике.
Среди положительных аспектов данного решения – сохранение государственной формы собственности и выход перспективных активов из убыточного «Нефтегаза». Негативные же последствия в условиях энергетической и реальной войны России против Украины выглядят катастрофическими. ГТС спроектирована, как единый комплекс магистральных /> газопроводов и подземных хранилищ. Это – ключевое условие непрерывной работы при сезонных колебаниях и аварийных ситуациях.
Такую позицию поддерживают ведущие специалисты отрасли. Эту позицию отстаивал и председатель правления «Укртрансгаз» Игорь Лохман. Как высококвалифицированный специалист с 16-летним стажем работы в компании, он отмечает технологические риски в распределении функций транспортировки и хранения газа, поскольку ГТС – единый технологический объект.
Однако его профессиональная позиция оказалась уязвимой. Ведь ОАО «Укртрансгаз» — единственная прибыльная и стабильная компания в составе почти обанкротившегося «Нефтегаза». Группа парламентских «энергетиков» имени «Мартыненко-Еремеева», которая толкает идею реформирования «Нефтегаза», сразу запустила маховик репрессий. В результате в НАКе 10 июня без объяснений в одностороннем порядке отстранили Игоря Лохмана от исполнения обязанностей председателя. Без обязательного заседания, решения Правления или Наблюдательного совета, с грубыми нарушениями норм Устава и с игнорированием мнения коллектива.
Упомянутые решения дали зеленый свет криминальному захвату ГТС. Цель – взятие под контроль ценных государственных активов, а возможно – диверсия против национальной безопасности государства в пользу врага – России.
Время для рейдерства подобрали с учетом занятости Президента Востоком Украины. Единственный аргумент сторонников разъединения заключается якобы в необходимости имплементации требований Третьего энергетического пакета. Но на самом деле документ, определяющий правила внутреннего рынка газа в ЕС, которым прикрываются парламентские «энергетики», не требует разделения функций транспортировки и хранения газа.
Законопроекты явно разработаны в интересах отдельных компаний и лиц, которые за ними стоят. Даже парламентский комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией признал, что они создают условия для коррупции. Для понимания рисков авантюрного реформирования стоит вспомнить события 2009 года, когда отключения газоснабжения и остановки ГТС избежали только за счет подземных хранилищ.
Эксперты убеждены, что реализация этой сомнительной идеи невозможна в принципе.
Ведь в новых компаниях встанет вопрос сертификации, лицензирования, получения разрешений, набора персонала… В Украине нет на это ни финансов, ни времени. Начало такой сделки станет концом энергостабильности Украины и Европы.
Неоднозначным выглядит уровень профессионализма нового председателя правления И.Прокопива, который закончил Московскую ветеринарную академию. В трудовом коллективе не уверены, что на стратегически важном посту поможет практический опыт, приобретенный на звероферме и мясокомбинате. Вряд ли Прокопиву подсобят и советы парламентских
«энергетиков» Мартыненко и Еремеева. Эта группа надеется, что Порошенко будет бороться с внешним врагом. А на внутреннего, по их мнению, у него не хватит сил.