Украинские финансово-промышленные группы кровно зависят от украинской железной дороги, а поэтому разделяют «Укрзализныцю» на три компании, чтобы получить максимально удобные ресурсы для вывоза сырья из страны.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил финансовый аналитик Алексей Кущ.
«Если мы посмотрим, как развивалась ситуация на железной дороге в последние годы, то придем к пониманию, что наши сырьевые финансово-промышленные группы кровно зависят от железной дороги, по которой вывозится все от железной руды до зерна», — сказал эксперт.
Как отметил А. Кущ, железнодорожный тариф является одним из ключевых элементов формирования себестоимости сырьевых товаров и полуфабрикатов.
«За последние годы имело место несколько таких этапов слома. Первый этап произошел, когда были введены частные вагоны. После чего резко сократился финансовый поток, который ранее получала «Укрзализныця». Сейчас же хотят ввести частную тягу – тепловозы, что еще понизит удельный вес железной дороги в общем грузовом тарифе. После этого оставят разве что рельсы, шпалы, вокзалы, будки стрелочников. Но и этого мало финансово-промышленным группам. Они хотят расчленить железную дорогу на несколько составляющих», — рассказал он.
По словам А. Куща, в первую очередь, финансово-промышленные группы заинтересованы выделить пассажирские перевозки, которые им абсолютно неинтересны и являются дотационными. А если их сделать рыночными, то они станут неконкурентоспособными.
«Во вторую очередь, они хотят выделить те активы железной дороги, которые являются затратными и не приносят особых доходов. К примеру, районные вокзалы, инфраструктурные системы. Ну а в третью часть они желают выделить магистральные железные дороги, по которым движутся товарные потоки. Но для того, чтобы это сделать, нужно провести реструктуризацию», — отметил он.
По мнению А. Куща, еще можно было бы понять, если бы «Укрзализныцю» приватизировали целиком и в пользу системного иностранного инвестора, занимающегося подобными проектами. И который бы, кроме того, что купил бы железную дорогу, также взял бы на себя также и пакет социальных обязательств по содержанию непродуктивной инфраструктуры.
«Но сейчас хотят принять абсолютно токсичное решение – провести реструктуризацию, приватизировать магистральные железные дороги, чтобы у финансово-промышленных групп, вывозящих сырье, были свои вагоны, своя тяга и свои рельсы. А государству они хотят оставить «неликвид» в виде районных вокзалов, содержание которых обходится дороже чем приносят прибыли и пассажирских перевозок, которые являются заведомо убыточными», — добавил эксперт.
Также аналитик подчеркнул, что в такой ситуации социальную функцию железной дороги ждет полный коллапс. Потому что сейчас инфраструктура и пассажирские перевозки дотируются за счет грузовых.
«Если олигархи заберут себе «самое вкусное» – грузовые перевозки, льготные тарифы, а также приватизируют рельсы, тягу и вагоны, они начнут еще зарабатывать на малом и среднем бизнесе, потому что начнут устанавливать высокие монопольные тарифы», — подчеркнул А. Кущ.
Также он подчеркнул, что если не будет грузового тарифа у государства, то соответственно и не будет денег, за счет чего компенсировать и дотировать «корзину» в которую сольют непродуктивные активы.
«В итоге Украина либо скатится до уровня индийских пассажирских перевозок, либо пассажирские перевозки по железной дороге умрут и проще будет пользоваться другими видами транспорта», — подытожил А. Кущ.
Напомним, 30 августа, новоизбранный министр инфраструктуры Владислав Криклий выступил за создание трех различных операторов в железнодорожной отрасли.
Так, по мнению Криклия, «Укрзализныця» должна быть разделена на предприятия по управлению инфраструктурой, грузовых и пассажирских перевозок.
При этом, новый министр выступает за концессию вокзалов и допуск на магистральные пути частной локомотивной тяги. Глава Мининфраструктуры убежден, что для ее внедрения нужно принять специальный закон, так как пилотный проект не может быть запущен из-за монопольного положения «Укрзализныци».