Эксперт о блокировке аграрной продукции на УЗ: предприниматели могут купить вагоны, но это создаст аварийную ситуацию

Если украинские аграрии хотят наладить вывоз зерна и другой сельхозпродукции из мест хранения, им, вполне возможно, придется покупать вагоны или локомотив для курсирования по путям «Укрзализныци» (УЗ). Но это может привести к аварийной ситуации на железной дороге.

Об этом в комментарии ГолосUA сообщил руководитель Аналитического центра социально-экономических исследований им. Грушевского Алексей Дорошенко.

«Здесь нужно комплексное решение, но оно не вырабатывается (сторонами конфликтной ситуации — авт). Есть предложение, чтобы в Украине вообще разрешить поезда с частными электрическими или тепловыми локомотивами. Но это не совсем хорошее решение, потому что весь европейский опыт показывает, как они говорят, что тяга (локомотив) – это все-таки монополия», — говорит аналитик.

В то же время, считает А.Дорошенко, чтобы обеспечить себе вагоны, аграрии могут приобрести их.

«Каждый может купить свои, допустим, 10 вагонов, на которые может рассчитывать и их фактически использовать. Но, я думаю, они не хотят. Потому что если вагон частный, то это не означает, что ваши вагоны вам потом сразу обратно вернут. Нет. После загрузки вам их могут вернуть через 30 дней, а эти 30 дней они будут «бегать» по другой части страны. Тут очень много вопросов, которые требуют решения… а как они смогут вам вернуть быстро с одной станции, допустим, в Одессе в Харьков, если туда никакой локомотив не идет? Либо, например, есть в обратном движении ажиотаж, пути загружены и сейчас их оттянуть не могут. Поэтому ваши вагоны прикрепят к другому составу, а вам вернут другие вагоны, причем такие же. Здесь схема сложная», — говорит А.Дорошенко.

При этом он добавил, что мировой опыт использования частных локомотивов на железной дороге показал: это приводит к аварийным ситуациям.

«Но если локомотив несертифицирован, это будет создавать проблемы. Потому что локомотив будет под управлением людей, которые не входят в структуру «Укрзализныци». Мы ж не видим у нас массовых крушений на железной дороге, а когда на пути выпускали частную тягу, это приводило к несчастным случаям», — отметил аналитик.

Ранее сообщалось, что из-за закрытых железнодорожных станций в Украине владельцы зерновых элеваторов и другие производители в августе 2018 года не могут отправить десятки тысяч тонн продукции. По словам эксперта общественной кампании «ЕвроПатруль» В.Коновалова, в 2018 году обострилась проблема со скоростью обработки грузов в украинских портах: там не успевают это делать. Данное обстоятельство приводит к тому, что грузовые вагоны остаются на железнодорожных путях, не доезжая до портов.

В «Укрзализныце» подтвердили, что по состоянию на 30 августа 2018 года, для украинских портов актуальна проблема со скоростью принятия грузов: они не успевают обрабатывать объем поступающих по железной дороге товаров. Соответственно, вагоны «Укрзализныци» остаются на железнодорожных путях в ожидании отгрузки в портах.

Читайте также по теме