Эксперт о вероятности массового закрытия аптек: кошмар может начаться из-за абсурдного законопроекта

Вероятность массового закрытия аптек в Украине после принятия законопроекта №8591 есть, поскольку инициатор этого законопроекта обычно лоббирует интересы бизнес-групп.

Об этом в комментарии ГолосUA сообщил ответственный секретарь Национальной Медицинской палаты Украины Сергей Кравченко.

«Этот законопроект Ирины Сысоенко я не считаю таким, который профессионален. Хотя она считает себя профессиональным законодателем, законотворцем. Но своими законодательными изменениями, которые она это все предлагает, это выходит за рамки компетенции закона о лекарственных препаратах. Эти изменения противоречат также Хозяйственному кодексу Украины, который регламентирует всю хозяйственную деятельность. Также это противоречит закону Украины о лицензировании некоторых видов деятельности. Кроме всего прочего, он ограничивает права субъектов хозяйственной деятельности юридических лиц и физлиц-предпринимателей. Кроме всего прочего, по этим изменениям, которые предлагаются, сразу видно, что это такой лоббистский законопроект, под заказ фирмы-монополиста (на фармрынке) либо группы-фармпредпринимателей. Видно что этот законопроект заточен под конкретный запрос. Но я ничему не удивляюсь, потому что это привычная деятельность Ирины Сысоенко», — высказался эксперт.

При этом специалисты Главного научно-экспертного управления ВРУ также считают: законопроект Сысоенко  выходит за пределы регулирования закон «О лекарственных средствах».

«Концептуальной недостатком законопроекта является то, что подавляющее большинство предложенных норм выходит за пределы регулирования закона Украины «О лекарственных средствах» (который, согласно преамбуле к нему, регулирует отношения, связанные с созданием, регистрацией, производством, контролем качества и реализацией лекарственных средств ) и относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании видов хозяйственной деятельности. Кроме того, закон Украины «О лекарственных средствах» предлагается дополнить новыми статьями 19-2 и 19-3, в которых определяются образовательные и организационно-правовые требования к осуществлению хозяйственной деятельности по розничной торговле лекарственными средствами физическими лицами-предпринимателями и юридическими лицами. Считаем, что предъявляемые требования целесообразно предусмотреть в лицензионных условиях, которыми согласно статье 9 закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» устанавливается исчерпывающий перечень требований относительно места осуществления хозяйственной деятельности, кадровых, организационных, технологических требований и т.д., которые разрабатываются органом лицензирования, является центральным органом исполнительной власти, подлежат согласованию специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования и утверждаются Кабинетом Министров Украины. В этом контексте предлагаем совершенствования лицензионных условий хозяйственной деятельности по розничной торговле лекарственными средствами осуществлять не путем принятия законодательного акта, а путем внесения изменений в постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, импорта лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов) »от 30 ноября 2016 № 929. При этом обращаем внимание, что критерии относительно образовательных требований и требований к месту осуществления розничной торговли лекарственными средствами уже частично определены в этом постановлении», — говорится в выводах ГНЭУ.

Также аналитики ВРУ считают, что в указанном законопроекте есть ряд других абсурдных норм.

«Кроме того, более убедительного обоснования требует предложение пункта 1 новой части 3, которым предусматривается дополнить статью 19 закона Украины «О лекарственных средствах», о запрете выдачи лицензии на основании того, что на день подачи заявления о выдаче лицензии расстояние по прямой линии от запланированного расположения до ближайшей аптеки составляет менее 500 метров. По нашему мнению, это не будет способствовать развитию конкуренции в этой сфере и уменьшит возможности приобретения лекарственных средств мало-мобильными группами населения и гражданами пожилого возраста», — говорят они.

Ранее сообщалось, что в  украинский парламент подан законопроект 8591 «О внесении изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» относительно обеспечения экономической конкуренции и защите прав пациентов при осуществлении розничной торговли лекарственными средствами».

Принятие данного законопроекта приведет к тому, что в Украине начнется масштабное сокращение аптечного рынка, которое, по мнению экспертов, приведет к подорожанию медикаментов в среднем на 15%. Также на стоимость лекарств негативно влияет курс доллара, считают аналитики.

Так, на следующей неделе комитет ВР по здравоохранению планирует рассмотреть законопроект, который, по мнению авторов, призван ликвидировать сетевые монополии на аптечном рынке. В частности, документ ограничивает минимально допустимое расстояние между аптеками 500 м вместо существующих 140 м. Также предлагается ликвидировать аптечные сети.

Отдельным предпринимателям позволят держать одну аптеку, а компаниям — не более четырех и только в рамках одной области. Восемь аптек позволят открыть фирмам, которые занимаются производством лекарств, а в принципе основывать аптеки разрешат только людям с медицинским образованием. Авторы законопроекта утверждают, что он в первую очередь направлен на уничтожение монополии в аптечном бизнесе. А эксперты рынка высказывают опасения, что все может произойти в точности до наоборот.

 

 

Читайте также по теме