Заявления украинских высокопоставленных должностных лиц о том, что они победили Россию, затронули «больную струну» и спровоцировали зеркальный ответ РФ касательно прекращения поставок газа.
Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразил политолог Владимир Воля.
Решение Стокгольмского арбитража — это политический вопрос, который затянется на несколько месяцев. Быстрого разрешения его не будет, надо ждать до осени этого года, заявил политолог.
«Громкие заявления с нашей стороны о том, что мы победили Россию, спровоцировали ответную реакцию. Все прошло бы мирно и, по крайней мере, не прекращались бы поставки газа из России. Но, затронули больную струну», — подчеркнул В. Воля.
По словам политолога, разумеется, вокруг решения Стокгольмского арбитража присутствует предвыборный пиар в России. Но главные смыслы возникли, когда появилось решение арбитража и наши высокопоставленные должностные лица говорили, что они победили Россию. В этом были эмоционально важные для имиджа России моменты. В команде Путина это было воспринято ревностно и эмоционально.
В. Воля добавил, что позиция Путина состоит в том, что Россия не может потерпеть поражение.
«Решение могло быть чисто юридическим и техническим, все могло бы быть спокойно. Заявления наших руководителей спровоцировали ответ России. Никто ничего от этого не выиграл. Россия Украине вернула предоплату за март. Этот политический вопрос затянется на несколько месяцев, быстрого разрешения его не будет, надо ждать до осени этого года. Были эмоционально важные для имиджа России моменты. Путин выступил перед Федеральным собранием, и в его речи звучали такие слова: «мы победили», «мы выиграли», «мы опередили» и т.д. Накануне вечером перед выступлением Путина не могли не спровоцировать эмоционально жесткие высказывания со стороны высокопоставленных должностных лиц Украины о том, что Россия проиграла арбитраж, поэтому с подачи Путина «руками «Газпрома» все было сделано наоборот», — отметил В. Воля.
Политолог не исключил, что после апелляции может быть рассмотрен вопрос конфискации российских активов в Европе. (Напомним, что главный дипломат Украины Павел Климкин заявил о том, что «Газпром» опустился до уровня «наперсточников», он не выполняет решение Стокгольмского арбитража, снижает давление в трубе… Но мы их (обязательства. – Ред.) получим. Их активы в Европе всем давно известны».)
«Пока нет позитивных прогнозов касательно сотрудничества между «Газпромом» и «Нафтогазом», — заключил В. Воля.
Напомним, арбитраж Стокгольма удовлетворил требования «Нафтогаза» к «Газпрому» по иску на транзит газа на сумму 4,673 млрд долларов. По результатам двух разбирательств в суде «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долларов США.
Как отмечается в заявлении «Газпрома», «арбитры удовлетворили требования на сумму 4,673 млрд долларов в связи с подачей газа для его транзита европейским потребителям в меньшем объеме, чем это было предусмотрено контрактом».
Из заявления «Газпрома»: «С учетом ранее присужденной в пользу «Газпрома» суммы по контракту на поставку арбитры произвели зачет встречных требований, по итогам которого «Газпром» обязан заплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долларов».
В заявлении также отмечается, что «Газпром» не согласен с таким решением и намерен защищать свои права всеми способами, доступными ему в соответствии с применимым законодательством.
Из заявления «Газпрома»: «Газпром» выражает несогласие с данным решением арбитража. Ранее эти же арбитры согласились с аргументами «Нафтогаза» о резком ухудшении cостояния украинской экономики, что повлекло снижение спроса на газ и неисполнение обязательств «Нафтогаза» по отбору газа. Однако в отношении «Газпрома», ссылавшегося на снижение закупок европейскими клиентами компании как на главную причину уменьшения транзита через Украину, этот аргумент принят во внимание не был».
Также, по итогам разбирательства, арбитраж отклонил требования «Нафтогаза» об увеличении тарифа на транзит газа и об изменении контракта в соответствии с украинским законодательством. Арбитраж установил, что к контракту не применимы положения ни европейского, ни украинского антимонопольного законодательства.
В 2014 году «Газпром» и «Нафтогаз» подали иски друг к другу в арбитраж Стокгольма. «Нафтогаз» требовал ретроактивного изменения цены, взыскания переплаты за газ и отмены условия «бери или плати». «Газпром» в свою очередь настаивал на оплате задолженности за уже поставленный газ, а также требовал компенсацию за невыбранный с 2012 года объем и пени за просрочку оплаты. Требования «Газпрома» к «Нафтогазу» составляли более 37 млрд долларов. В результате арбитраж обязал «Нафтогаз» выплатить «Газпрому» 2 млрд долларов за осуществленные поставки. Условие «бери или плати» сохранилось для 80% этого объема. После этого Украина заявила, что расчеты с «Газпромом» будут проведены после решения арбитража по транзиту.