Интеграция инвалидов — это искусственный процесс, когда человека интегрируют в общее пространство, приспосабливают под среду обитания, обучения, а инклюзия — это когда пространство и общество делают удобным для человека, включая его в существующие процессы, что необходимо инвалидам.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт Института общественно-экономических исследований и глава общественной организации «Родына» Лариса Самсонова.
«Инклюзия или включение — это удобное слово из английского языка, которое четко определяет включение в жизнь людей, отличающихся по разным свойствам от обычных граждан. «Ол инклюзив» или «все включено» — это понятие знакомо нашим гражданам. Теперь только надо подумать и о человеческом: все включены и никто не имеет права выключить из жизни «не такого человека» и ограничить его право на жизнь, обучение, работу, семью и доступность всего, что возможно для обычного человека. У нас в стране часто путают инклюзию с интеграцией. Интеграция — это искусственный процесс, когда человека интегрируют в общее пространство, приспосабливают под среду обитания, обучения. Инклюзия — это когда пространство и общество делают удобным для человека, включая его в существующие процесс», — сказала Л.Самсонова.
Глава общественной организации подчеркнула, что с идеале хотелось бы, чтобы человек с инвалидностью мог пользоваться всеми доступными благами для жизни, как и любой человек. «Чтобы для него не ездил один доступный троллейбус по маршруту и надо было бы вычислять его расписание, а чтобы каждый троллейбус был доступен для такого человека. Чтобы не одна школа была доступной, а каждая школа. Чтобы не надо было за месяц планировать путешествие и, собрав кучу справок, заказывать в «Укрзализныце» специальный вагон для инвалидов, а чтобы постепенно каждый поезд был оснащен таким вагоном. Ведь по отношению к людям с инвалидностью все финансирование и вложение в инфраструктуре происходит по остаточному принципу: сначала сделаем все для всех «нормальных», а если останутся деньги -сделаем для инвалидов», — отметила представитель Института общественно-экономических исследований.
Эксперт добавила, что в стране существует четкая привязка к минимальным стандартам прожиточного минимума и, если оценивать уровень жизни людей с инвалидностью, исходя из социальных выплат, которые на него ориентированы, то сразу можно констатировать, что он очень низкий.
«Но дело ведь не только в выплатах, которые составляют для инвалидов с детства от 949 до 2206 гривен в зависимости от группы и возраста. Денег не хватит, сколько бы их не давали, дело в возможностях, которые есть у семей, воспитывающих таких детей. А возможностей не так много. Мы сейчас не говорим о детях с соматическими заболеваниями, им трудно, как и всем, но они не испытывают на себе непринятия обществом. А вот детям с явными физическими недугами трудно вдвойне. В Украине действует разветвленная система интернатных учреждений, в которых в XX веке были спрятаны подальше от людских глаз дети и взрослые с инвалидностью. На самом деле, никто не понимал и до сих пор не понимает, как право на образование и другие права, присущие обычным людям должны быть реализованы, ведь общество до сих пор совсем не готово к равному восприятию людей с инвалидностью. Мешают этому сформированные годами страхи и стереотипы, а еще барьеры, как психологические, так и физические», — отметила Л.Самсонова.
По словам главы общественной организации, 70% новостроек до сих пор недоступны для колясочников, мало кто думает о таком понятии как «универсальный дизайн», то есть обустройство пространства, которое удобно для каждого — от ребенка до пожилого человека.
«Мы видим отсутствие культуры, отсутствие просвещения. Если бы, начиная со школы, дети видели друг друга и понимали, что мир разнообразен, если бы с детского сада дети понимали, что есть другие и они могут не слышать, не видеть, плохо ходить и медленнее соображать, мир бы естественным образом менялся в сторону доброты», — подчеркнула представитель Института общественно-экономических исследований.