Развитие рынка пива в Украине характеризуется падением показателей и сокращением объемов производства в течение последних несколько лет.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявили аналитики компании Pro-Consulting.
«Пиво среди отечественных потребителей является первым продуктом по уровню потребления среди всего ассортимента алкогольной продукции», — отметили в в компании
По словам экспертов, причинами активного распространения пивоварения в Украине является наличие подходящей сырьевой базы, а также технологическая оснащенность предприятий согласно европейским стандартам, что позволяет производителям конкурировать между собой.
«Для рынка пива в нашей стране характерна сезонность – спрос повышается в весенне-летний периоды. Украинский рынок пива заполнен продукцией национальных компаний, импорт занимает только 1-2% сегмента, а пиво иностранных производителей относится к премиальному. В то же время, потребители в последнее время все больше склонны покупать иностранную пивную продукцию. Продажи импортированного напитка в период с 2015 по 2016 годы выросли с 3,7% до 4,8%. Уровень продаж пива среднеценового и дешевого сегментов занимают 40,0% и 30,9% всего рынка», — проинформировали аналитики.
Как рассказали в компании, в Украине работают как крупные производители пива, выпускающие продукцию известных марок, так и небольшие региональные пивоварни, которые варят напиток по собственным рецептам.
«Начиная с 2013 года крупнейшие украинские производители пива начали сокращать объемы производства. Ощутимое падение производства пива пришлось также на период кризиса 2008 года. На сегодняшний день одним из основных факторов, способствующим сокращению объемов производства данного напитка в Украине, является потеря части производственных мощностей, расположенных на востоке страны, а также в Крыму. Кроме того, эксперты рынка говорят о сокращении внешнеэкономической деятельности в силу запрета на торговлю с Россией с 2014 года. Это стало причиной значительного уменьшения экспорта в период с 2012 по 2016 годы. Помимо этого, снижение объемов потребления пива в Украине спровоцировано общим падением доходов населения. В период с 2012 по 2016 годы объемы производства пива сократились с 300,5 до 179,8 млн. дал. Также необходимо отметить, что темпы падения рынка в рассматриваемый период были меньше темпов падения производства», — также сообщили в компании.
Как добавили эксперты, начиная с 1 июля 2015 года украинские производители пива начали нести существенные убытки, связанные с тем, что пиво было приравнено к алкогольным напиткам.
«Падение рынка к концу года достигло 20%. Ключевые изменения коснулись правил рекламы и получения лицензий на выпуск продукции. Поднятию цен на пиво способствовало повышение акцизной ставки на 100% (за период с 2014 года ставка акциза выросла в 3 раза – с 0,78 грн/л до 2,48 грн/л). Учитывая данную ситуацию, можно предположить, что объемы производства пива в дальнейшем могут зависеть от налоговых ставок – последующее значительное увеличение акциза может стать причиной нового снижения объемов производства. Расчет цены на единицу пивной продукции производится следующим образом – за основу принимается цена производителя, помимо которой насчитывается акцизный сбор, НДС и непосредственная розничная «накрутка» в точке продажи. Наибольшую нагрузку на колебание цены 1 бутылки пива составляет акцизный сбор, поскольку на прочие показатели приходится не более 4-5% роста стоимости», — подчеркнули эксперты.
Аналитики также отметили, что с 12 апреля 2016 году в столице вступило в силу распоряжение КГГА «О запрете продажи алкоголя и пива в киосках г. Киева». Кроме того, Киеврада утвердила проект решения «Об ограничении реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в стационарных объектах торговли в Киеве» с 23.00 ночи до 10.00 утра.
«Еще одной ключевой тенденцией развития рынка пива является рост продаж малых производителей. В текущем году можно ожидать дальнейшего повышения объемов продукции минипивзаводов. Кроме того, пивоваров с годовым объемом производства не более 300 тыс.л. избавили от необходимости покупки дорогостоящей оптовой лицензии, снизив ее цену до 30 тыс. грн. Для многих предпринимателей это ограничение выступало основным барьером для расширения бизнеса. Снижение стоимость лицензии повлечет за собой увеличение количества мелких и средних производителей, что, в свою очередь, должно способствовать росту производства в целом», — резюмировали в компании.