Система "Prozorro" несовершенна для проведения торгов в сфере утилизации опасных отходов. Недобросовестные предприятия намеренно занижают цены, чтобы выиграть тендер и получить государственные средства. Однако, занижая себестоимость услуг, они в дальнейшем не имеют возможности утилизировать опасные отходы, а потому просто выбрасывают их на свалки.
Об этом сообщили эксперты на заседании Подкомитета ВР по вопросам государственной политики в сфере обращения с отходами, передает УНН.
"Я думаю, что часть этих ламп, которые оказываются на свалках — это следствие торгов системы "Prozorro". Переработка любого отхода имеет свою себестоимость. В результате торгов могут быть компании, которые могут переработать лампу за одну гривну. Они получают 2-4 тысячи от заказчика, а лампы свозят на свалку", — отметила представитель проекта "Twinning" в Украине.
В свою очередь, глава правления Ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами Кирилл Косоуров отметил, что процедура отбора утилизаторов опасных отходов в системе "Prozorro" не сводиться только к критерию цены.
"Мы анализировали "Prozorro" и волонтеры сделали анализ. Конечно, государственная компания хотела бы это сделать как можно дешевле, но госпожа Зайцева сказала верно — есть определенная себестоимость. Так вот, себестоимость демеркуризации, то есть обезвреживания ртути — она стоит где-то от 3 грн до 3,6 с НДС. Это только чисто утилизация, плюс добавьте транспорт и еще какую-то прибыль хотелось бы иметь, доставка и так далее", — подчеркнул он.
В Министерстве экологии и природных ресурсов также убеждены, что критерии торгов "Prozorro" в сфере утилизации опасных отходов следует изменить.
"Надо еще выставлять закон по техническому регулированию обращения с опасными отходами, для того, чтобы законно прописать то, что необходимо предоставить лицензиату для участия в торгах. Там надо прописывать четко, что должно быть такое-то оборудование для утилизации с таким-то объемом. Для этого мы это не можем выписать в постановлениях, это можно выписать только в законе, для того чтобы это выписать в законе, надо изучать…", — отметил директор департамента экологической безопасности и обращения с отходами Минприроды Сергей Лукьянчук.
В свою очередь глава подкомитета ВР Сергей Тригубенко отметил, что основная причина хаоса в сфере заключается в отсутствии долицензионных проверок предприятий, занимающихся утилизацией опасных отходов.
"Наличие у предприятия лицензии ни у кого не должно вызывать заблуждений. Но для этого необходимо тщательно проверять материально-техническую базу таких предприятий до выдачи им лицензии. Сегодня у нас около 300 лицензиатов и далеко не каждый из них соответствует требованиям. Поэтому и имеем ситуацию, когда предприятие, не имея оборудования, выигрывает торги по критерию дешевой цены, а утилизировать не может", — подчеркнул С.Тригубенко.
Вместе с тем он подчеркнул, что такие долицензионные проверки предусмотрены в новых законопроектах, которые сейчас ожидают одобрения в ВР.
"Принятие законопроекта обеспечит приведение положений закона "Об отходах" в соответствие с законом "О лицензировании видов хозяйственной деятельности".
Во-первых, Минприроды получит возможность устанавливать достоверность данных о наличии специализированного оборудования и необходимой материально-технической базы у заявителя перед выдачей лицензии, вместо существующей формальной процедуры получения сведений о ее наличии.
Во-вторых, вводятся на уровне закона конкретные требования к субъекту хозяйствования, который планирует осуществлять деятельность обращения с опасными отходами, определяются документы, которые он должен предоставить для проведения лицензирования.
Также, для предупреждения правонарушений в сфере обращения с опасными отходами вводится система мониторинга обращения с опасными отходами", — отметил С.Тригубенко.
Напомним, эксперты называют сугубо формальной сегодняшнюю процедуру выдачи лицензий утилизаторам опасных отходов, поскольку Минприроды не осуществляет реальных проверок соответствия лицензионным требованиям. По словам председателя Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко, такая ситуация привела к процветанию фирм-бабочек, которые не имея материально-технической базы, получают лицензии на обращение с опасными отходами.
В конце сентября сам министр О.Семерак убедился как два предприятия-утилизатора опасных отходов, расположенные в заброшенном ангаре по одному фактическому адресу, осуществляют свою деятельность. Оказалось, что ни одно из них не имеет материально-технической базы для обращения с опасными отходами.
При этом оба предприятия получили от Минприроды лицензии.