Механизм финансирования министерств, других центральных органов исполнительной власти может быть определен в соответствии с объемом возложенных на них задач и результатов их выполнения, что может стать достойной альтернативой предложенной в законе о госслужбе формуле начисления зарплаты.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт Института общественно-экономических исследований Светлана Ковалевская.
«Механизм финансирования министерств, других центральных органов исполнительной власти может быть определен в соответствии с объемом возложенных на них задач и результатов их выполнения. В частности, установление коэффициента корректировки зарплаты по определенным составляющим в зависимости от сферы, в которой работает тот или иной госорган. Например, для чиновников, работающих в структуре Минэкономразвития, это могут быть рост ВВП или его падение, привлечение инвестиций, отклонение ключевых показателей развития экономики от прогнозируемых. И тогда можно будет сказать, что все государственные служащие получают справедливую зарплату по принципу результативности своего труда. Вполне вероятно, что пропорционально будет расти минимальная заработная плата в зависимости от экономического развития, как результат эффективной государственной политики. И тогда появится личная заинтересованность, причастность и ответственности каждого, кто эту политику формирует и реализует. Дополнительными стимулами для всех госорганов могут быть, например, возможность бесплатного получения второго высшего образования, медицинское страхование, сервисный билет на железнодорожные или авиаперевозки, льготное санаторное лечение и тому подобное», — отметила С.Ковалевская.
Отвечая на вопрос, можно ли говорить о качественном кадровом наполнении госорганов при зарплате 4-5 тысяч гривен и как оптимизировать вопрос зарплаты для госслужащих, эксперт отметила, что в действительности, согласно статистическим данным на начало 2015 года средняя заработная плата в сфере государственного управления и обороны составляла 3817 грн., а сумма минимального оклада согласно нового закона составляет 2 минимальных зарплаты.
«Это говорит о том, что новый закон не решит проблему низкого материального обеспечения и, соответственно, невозможности конкурирования госсектора с частным в части привлечения лучших их лучших. Предложенная законопроектом формула начисления зарплаты для государственных чиновников, с одной стороны, довольно прогрессивная, а с другой — не учитывает тот факт, что от человека с зарплатой в 2-4 прожиточных минимумов зависит реализация на практике реформы, которые декларирует правительство. Не много высококлассных специалистов согласится на такую зарплату. Для сравнения в сфере финансовой и страховой деятельности зарплата составляет 7020 грн. Следует заметить, что несколько выше зарплаты имеют служащие высшего корпуса, однако их вчетверо меньше — 26,2% от общего количества госслужащих по состоянию на 01.01.2015, что составляет 1,64% от всего занятого населения в Украине. И уровень их зарплат все равно ниже, чем в топ-менеджменте в бизнесе. При этом более 40% госслужащих получают зарплату на уровне минимальной зарплаты, а это 1378 грн. Замечу, что в отличие от других, государственному служащему запрещено подрабатывать в частном секторе и в государственном секторе не применяется «практика конвертов». Конверты подменяются коррупционными схемами», — сказала С.Ковалевская.
Представитель Института общественно-экономических исследований добавила, что по закону госслужащие должны придерживаться Конституции и законов Украины, хранить государственную тайну и выполнять другие обязанности.
«Иными словами, госслужащему разрешено делать только то, что определено законом, в отличие от всех остальных, кому позволено делать все, что законом не запрещено. Кроме того ,все публичные служащие, к которым, по нашему мнению, должны быть отнесены и указанные категории должностей, во время пребывания на посту обязаны регулярно подавать сведения не только о доходах, но и о расходах. Теперь, согласно новому закону о госслужбе, если у кого- то нет намерения на долгий срок идти на службу, а, например, надо решить личные вопросы, то будет и альтернативный путь — пойти в советники в патронатной службе. Теперь советники — не госслужащие, им антикоррупционные нормы не писаны, ограничений нет, однако возможностей — достаточно, чтобы повлиять на решения и использовать в личных мотивах доступ к служебной информации. Следует заметить, что поскольку органы государственной власти имеют серьезное влияние как на экономику государства, так и на другие сферы жизни, следствием злоупотреблений, которыми может воспользоваться должностное лицо, работающее в органе государственной власти, однако не являющееся государственным служащим , может стать существенный ущерб государству. Учитывая доступ к основным средствам регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования (государственный заказ; лицензирование, патентование и квотирование; техническое регулирование, применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов, предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот, предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий), это может привести к подрыву основ конкуренции, создать неравные условия для ведения бизнеса, а следовательно – будет вредить развитию экономики. Что касается НБУ, то, по нашему мнению, служащие, работающие в этом банке, должны иметь статус госслужащего, иметь равные обязанности и права с другими государственными служащими. Уровень заработных плат также должен быть достойным для выполнения обязанностей», — резюмировала С.Ковалевская.