Формат украинско-российских переговоров практически исчерпал себя. Об этом заявил первый заместитель министра иностранных дел Украины Сергей Кислица в интервью изданию The Kyiv Independent.
Он отметил, что никаких переговоров в Стамбуле не было, кроме гуманитарной составляющей, несмотря на то, что обе делегации были в одной комнате, сидели друг напротив друга, «но это не были переговоры».
«Это была ситуация, когда на первой и второй стамбульских встречах российская сторона выдвинула свои ультимативные требования. Это даже не был «максималистский» подход в классическом понимании, когда у вас есть целый ряд вариантов, и вы стремитесь к высоким целям, чтобы получить максимум», — сказал Кислица.
По его словам, россияне пришли на переговоры «с мандатом диктовать ультиматум», однако «у них даже не было мандата выслушивать ваши аргументы и искать общий язык».
«Наш мандат имел три пункта: во-первых, прекращение огня; во-вторых, создание условий для встречи между президентом Украины и РФ; и в-третьих, меры укрепления доверия, которые включали гуманитарные вопросы, такие как обмен пленными», — рассказал замминистра.
Впрочем, говорит он, представители российской делегации были категорически против прекращения огня до встречи лидеров.
«В этом третьем пункте по крайней мере состоялся какой-то разговор — я бы даже не назвал это переговорами, а скорее диалогом. На первой стамбульской встрече один российский представитель сказал мне: «Я не могу выйти из комнаты с пустыми руками. Мы должны хотя бы договориться об обмене пленными»», — вспомнил Кислица.
По его мнению, формат стамбульских переговоров практически исчерпал себя, «если эта делегация не получит еще один мандат от своего хозяина» — российского правителя Владимира Путина. Как и в случае с Минским процессом, говорит Кислица, эти встречи не приведут к реальному результату.
«Они бюрократизируют процесс таким образом, что когда вы говорите Путину: «Нам следует встретиться», он отвечает: «Почему? Эксперты работают». Это также то, что они говорят американцам: «Видите, мы садимся за стол переговоров с украинцами»», — пояснил он.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский назвал главное условие продолжения переговоров с Россией. Он заявил, что сначала надо завершить обмены военнопленными, о чем было договорено в Стамбуле 2 июня. Затем команды из Украины и России могут перейти к обсуждению действенных вариантов подготовки встречи на уровне лидеров стран. При этом он подчеркнул, что готов к любому формату встречи на уровне лидеров.
Ватикан заявлял, что готов принять у себя переговоры Украины и РФ. В его заявлении по итогам недавней встречи президента Украины Зеленского и Папы Льва XIV сказано, что они «обсудили продолжающийся конфликт и насущную потребность в справедливом и длительном мире». Также, говорится в ней, понтифик подтвердил готовность приветствовать представителей России и Украины в Ватикане для переговоров.
В то же время Москва отвергла предложение встречи лидеров Украины и России в Ватикане, заявил президент Зеленский. Также он заверил, что будет и в дальнейшем наращиваться глобальная солидарность, чтобы дипломатия все же могла сработать.
Напомним, президент Владимир Зеленский рассказал, что Германия и Норвегия уже готовы купить для Украины три зенитных ракетных комплекса Patriot у американского производителя.