Восьмое Марта отгремело. Букеты из тюльпанов от поклонников остались вянуть в вазах, но истории о том, как женщины меняют свою жизнь — через обучение, собственный бизнес, или, на крайний случай, удачные знакомства — все еще будоражат воображение сценаристов. Иногда перемены в жизни начинаются с отношений или любви, взаимной, невзаимной, а иногда просто потому, что настало время делать выбор, который выходит за рамки привычного круговорота дом-работа-детей в школу-магазин-дом.
И если дамы решаются изменить себя и свою жизнь, то ступают на интересный путь, который ведет к новой версии себя. Ну и к покупке новых платьиц, туфелек, сумочек и чем там еще принято обольщать мужчин. Но это все — только декорации, в которых главное действующее лицо — женщина.
Подборку фильмов сделал сайт Нож.
«Честная куртизанка» (1998)
Dangerous Beauty
Венеция, XVI век. Бедная скромница Вероника (Кэтрин Маккормак) пребывает под чарами красавца-аристократа (Руфус Сьюэлл), пока тот не заявляет, что женится на приданом, к которому прилагается Наоми Уоттс. С горя и от безденежья девушка собирается в монастырь. Мама (дикая орхидея Жаклин Биссет) предлагает ей вариант поинтереснее — стать куртизанкой. Вероника в ужасе заламывает руки, но узнает, что секс-работницы в текущем столетии — единственные свободные женщины на земле. Они могут получить образование, блистать в обществе не под прикрытием веера и учиться самообороне. Всё идет хорошо, пока в город не приходит чума и отвергнутый поклонник не катает на Веронику донос, обвиняя ее в колдовстве.
Позабытый байопик о легендарной венецианской куртизанке и поэтессе в 2023 году обрел вторую жизнь на Netflix, когда зумеры с удивлением узнали, что девушки в корсетах дрались на шпагах раньше Киры Найтли в «Пиратах Карибского моря». Американские постановки о старой Европе традиционно выглядят как косплейная вечеринка, но это красивый воодушевляющий маскарад с долей чувственности, которую сегодняшнее фем-кино обычно стыдливо обходит стороной.
«Эрин Брокович» (2000)
Erin Brockovich
Мать-одиночка с тремя детьми, бывшая королева красоты задрипанного городка Эрин Брокович (Джулия Робертс) пытается без образования найти себе хоть какую-то работу. Ее соглашается нанять только адвокат (Альберт Финни), которого, видимо, впечатлило, как она орала матом в суде, помешав ему выиграть дело. Дав ей более или менее необязательное задание, он не подозревает, что за вульгарным поведением и глубокими вырезами скрывается акулья хватка. Проведя собственное расследование, Эрин выясняет, что огромная корпорация отравляет воду в окрестностях. Преступная халатность и легкомыслие (мол, чего этой дуры бояться) обойдутся капиталистам в 330 миллионов.
Докудрама Стивена Содерберга о кейсе, который сделал Брокович одной из ведущих американских правозащитниц. Борьбу за права мы видели, правозащитниц тоже, можно даже поспорить, что «Силквуд» с Мерил Стрип о фабричной работнице, боровшейся против энергетической компании, — более убедительное кино. Всё дело в Робертс, прущей, как танк, на своих каблуках стриптизерши, в дерзких мини-юбках и с подчеркнутым бюстом, заставляющим мужчин стремительно тупеть. Грудью дорогу проложим себе, если это потребуется для борьбы со злом, бросая вызов не только богатым и сильным, но и ханжам, судящим женщину по тому, как она выглядит.
«Глория» (2013)
Gloria
58-летняя Глория (Паулина Гарсия) работает кем-то в офисе (кем конкретно, режиссер Себастьян Лелио не уточняет и утаивает в собственном ремейке с Джулианной Мур). Женщина уже десять лет в разводе, взрослые дети живут своей жизнью. Чтобы развеяться, она ходит в танцевальные клубы, где крутят древнее диско, иногда знакомится с мужчинами для секса, но всегда грустно возвращается домой к котику.
Однажды на подобной вечеринке она встречает владельца парка развлечений Родольфо (Серхио Эрнандес), который пока не решил, в разводе он или нет. Вспыхивают бурные чувства, и вот уже Глория, бегает по парку с пейнтбольным ружьем, курит травку и играет в рулетку. Кажется, это хеппи-энд? Подождите делать выводы. Возможно, начать жить заново никогда не поздно, но всегда сложно.
«Пари Матч» (2000)
Sex & Mrs.
Журналистку Джоанну (актриса Линда Хэмилтон, известная по фильму «Терминатор»), которая пишет о чем-то социологическом, бросает муж. Редакция отправляет подавленную женщину в Париж делать интервью с легендой полусвета мадам Симон (Жаклин Биссет), которая готовит девушек для встреч в высшем обществе в диапазоне от дорогих содержанок до потенциальных жен, если миллионеру пятьсот лет, как Говарду Маршаллу II, которого в последние годы жизни осчастливила Анна Николь Смит. Убрав презрительную гримаску с лица, Джоанна проникается мудростями мадам, которые можно прочитать в любом глянцевом журнале, но Биссетт придает им безусловный вес. Париж кружит голову, и заинтригованная американка впервые в жизни решает примерить пояс для чулок.
Фильм можно критиковать за романтизацию сферы секс-услуг, но кому какое дело, когда наша Сара Коннор, икона боевой женственности Хэмилтон влезает в маленькое черное платье и пускается во все тяжкие? Она всю жизнь была сильной и независимой, ходила на все протесты, осуждала сексуальную объективацию и до такой степени сама себе надоела этой правильностью, что прыгнула в омут с головой. Если у женщины есть право мочить Терминатора, то право смотреть на мир сквозь бокал шампанского, использовать свою сексуальность и носить чулки у нее тоже есть.
«Крестная мама» (2020)
La Daronne
Переводчица с арабского (Изабель Юппер) работает в полиции в отделе по борьбе с наркотиками. Она воспитала двух дочерей (одну играет восходящая звезда Ребекка Мардер), только что закончила выплачивать долги мужа, умершего двадцать лет назад, а в доме для престарелых, где живет ее мама (90-летняя Лилиан Ровер), опять повышают плату.
Однажды героиня подслушивает разговор маминой сиделки (Фарида Ушани) с сыном-барыгой о большом грузе гашиша и понимает, как решить свои финансовые проблемы. Закутавшись в хиджаб, она становится Наркомамой, прогибающей под себя улицы. Осталось скрыть от бойфренда-полицейского, что взбудоражившая Париж загадочная криминальная фигура — это она.
Великая Юппер заняла особую нишу в кино — эмпауэрмент в чем-нибудь незаконном или извращенном, что гораздо увлекательнее банального «дать мужикам в глаз». В изменившейся Европе героиню окружает интернационал помощниц: еврейская мама (упоминающая концлагерь Ровер, на самом деле пережила холокост), арабская мама и соседка-китаянка (Надя Нгуйен). Это очень женское кино в том смысле, что героинями движет не желание поднять бабла как таковое, а забота о семьях. «Дети — это очень важно», — понимающе улыбается соседка после договоренности об отмывании денег.
«Женщина идет в криминал» — жанр народный, и режиссеры с каждым годом всё меньше в нем смеются, как показал российский сериал «Обычная женщина», в котором Анна Михалкова одной рукой управляла цветочным бизнесом, а другой — подпольным борделем. В аннотациях к таким историям пишут: «За идеальной картинкой скрывается страшная тайна». Но каждый раз оказывается, что «они опять подняли плату» — намного страшнее и при этом даже не тайна.
Напомним, СМИ сделали подборку фильмов о мистике, женских талантах и страхах.