Ежегодно из государственного бюджета выделяется более 60 млн. гривен на государственную поддержку ОО лиц с инвалидностью. И каждый год 80% этих средств без конкурса, отдельной бюджетной строкой получают 3-4 частные организации, в частности Украинское общество слепых, Украинское общество глухих и Национальная Ассамблея инвалидов. А 20% средств распределяется по конкурсу между остальными ОО лиц с инвалидностью в стране.
Представитель инициативы «Вместе против коррупции» Михаил Серебряков отмечает, что решение о выделении государственной финансовой помощи общественным организациям людей с инвалидностью, в том числе с проблемами слуха и зрения, должны приниматься исключительно по результатам прозрачных конкурсов.
Об этом он сказал в комментарии Українским Новинам.
«Если отдельной бюджетной строкой или управленческим решением, организации получают государственную поддержку просто потому, что они в этой строке есть, без конкуренции с другими организациями, — это дискриминация. То есть, нет никаких объективных причин считать, что все остальные организации людей с инвалидностью, которые есть в Украине, не могут предложить лучшие проекты или меньше заслуживают институциональную поддержку », — отмечает Михаил Серебряков.
Он подчеркивает, что «масштаб» организаций и количество ее членов в данном случае должно быть определяющим критерием, ибо размер организации никоим образом не подтверждает ее способность лучшим образом удовлетворить потребности людей с инвалидностью.
«Талант лоббировать себя в распределении бюджета — это не критерий для получения такими организациями финансирования. УТОГ, УТОС должны соревноваться за государственные средства на равных с другими организациями », — отмечает он.
Серебряков также обращает внимание на то, что направления, на которые УТОГ и УТОС тратят государственное финансирование, так же актуальны и для других организаций, в том числе выплата зарплат. И никаких оснований в пользу того, чтобы отдавать деньги именно УТОГ и УТОС, объективно нет.
«Для лиц с нарушениями слуха или зрения является много не менее достойных организаций, у которых тоже есть работники, которые так же нуждаются в оплате труда. То есть, отдавать приоритет лицам с УТОС, УТОГ за счет других лиц с инвалидностью — не имеет ничего общего со справедливостью », — отмечает он.
Серебряков также подчеркнул, что УТОГ и УТОС без конкурсов получают финансирование не только из государственного, но и из местных бюджетов: «То есть на местах в остальных организаций, даже если они эффективны и больше нуждаются в финансовой поддержке, просто нет шансов ее получить».
По словам Серебрякова, такая непрозрачность и избирательность при распределении финансирования также закладывает основы для злоупотреблений, приводит к деградации внеконкурсных получателей госфинансирования и стимулирует нецелевое использование полученных от государства средств (или использование их для компенсации дефицита средств в результате неэффективного управления).
По его мнению, единственным правильным выходом из этой ситуации будет полный переход на распределение государственного финансирования ОО лиц с инвалидностью на конкурсной основе, как это уже сделали организации ветеранов.
«Организации ветеранов недавно перешли на конкурсное финансирование. В сфере инвалидности, к сожалению, подобная дискуссия до сих пор не финализирована, ведь нашлись достаточно мощные противники конкурса », — подчеркнул он.