Инфраструктуру Украины невозможно обновить без концессионных соглашений

Обновление инфраструктуры Украины обойдется в значительно более крупную сумму, чем та, которая была озвучена Министерством инфраструктуры, и без сотрудничества частного сектора с государством этот проект не осуществить.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил экономический эксперт Борис Кушнирук.

«Нужно понимать, из чего состоит инфраструктура. Это дороги, путепроводы, трубопроводы, электросети, теплосети, морские порты, аэропорты и т.д. В некоторых случаях необязательно ставить перед собой цель делать такую систему, которая была ранее. К примеру, более рационально было бы строить автономные системы по производству тепла не на уровне всей территории, а на уровне отдельного здания или комплекса зданий. То же самое можно сказать и об электрообеспечении и т.д. Поэтому называть какую-то конкретную сумму – в данном случае некорректно по причине того, что нет четкого плана переустройства инфраструктуры», — считает эксперт.

Как считает Б. Кушнирук, когда идет речь, к примеру, о железных дорогах, то нужно не просто обновить колею. Нам нужно строить отдельную систему дорог для скоростных поездов, потому что пускать их по тем же путям, по которым ходят поезда для перевозки грузов – нерационально. Для пассажирских поездов значительно более важную роль играет скорость сообщения. Другими словами, нужно строить полностью новую инфраструктуру, отдельную от той, которая уже существует.

«Поэтому, если говорить о той сумме, которая понадобится для обновления инфраструктуры, то в любом случае, она будет значительно более высокая, чем Украина сможет собрать её самостоятельно. И здесь без инвестиций не обойтись. В данном случае, может иметь место как сотрудничество как частного сектора и государства, так и система, когда государство не просто вмешивается в детали, но и при помощи банка развития дает частным компания кредиты сроком на 30 лет. Если собственность передается в долгосрочную концессию, то в этом случае, нужно планировать на 40-50 лет вперед, поскольку на меньший срок концессии не являются эффективными», — указал экономист.

Поэтому, подытоживая, Б. Кушнирук подчеркнул, что нужно определиться с тем, что можно сделать на уровне государства, а где можно передавать проекты в концессию частным собственникам.

«Различие здесь состоит в том, что если бы мы передали тот или иной объект в собственность, то в этом случае собственник сможет распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. Но если предоставляется концессия, то при этом обсуждаются условия, на которых собственник осуществляет свою деятельность. И если он её нарушает, то государство может законно, легальным способом забрать переданное имущество», — заключил эксперт.

Напомним, что, по словам заместителя министра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Виктора Довганя, для обновления всей инфраструктуры Украины до 2030 года необходимо инвестировать 50 миллиардов евро.

Вместе с тем, по расчетам МИУ, каждый доллар, вложенный в инфраструктуру, дает около трех долларов прироста общего валового национального продукта.

Кроме того, Довгань сообщил, что Национальная транспортная стратегия до 2030 года уже подготовлена МИУ, однако сейчас она проходит региональные обсуждения с местными властями. «В этом году мы планируем охватить те регионы, неохваченные ранее. Есть распоряжение Кабмина, цель которого — обновить всю инфраструктуру Украины. Мы собираем региональные инфраструктурные проекты», — сказал он.

Читайте также по теме