Принятые Польшей поправки к закону об Институте национальной памяти являются примером одностороннего подхода к истории.
Такое мнение министр иностранных дел Украины Павел Климкин выразил в статье для львовского издания «Збруч».
«Закон разъясняет, что …преступлениями являются «действия, совершенные украинскими националистами в 1925-1950 годах, которые заключаются в применении силы, террора или иных форм нарушения прав человека в отношении индивидуальных лиц или общественных групп». Извините, но именно в этот период украинские патриоты вели освободительную борьбу против иностранных оккупаций Западной Украины», – заявил он.
По словам министра, речь идет «вообще обо всех патриотах, боровшихся за независимость Украины».
«Из этого следует, что сегодня любой украинец за любую положительную оценку наших освободительных движений может быть заключен в Польше на три года, поскольку Польша думает об этом иначе. Под реальной угрозой оказывается и коренное украинское меньшинство, и почти миллион наших заробитчан, которые работают в Польше. Более того, наказание настигнет украинца, даже если свою оценку он высказал в себя в Украине. Если последовательно придерживаться буквы нового закона, то польская полиция в Варшаве должна ссаживать таких украинцев с поезда, скажем, Киев – Берлин и отправлять их в каталажку. Или я что-то не так понимаю?» – написал Климкин.
Напомним, в четверг, 1 марта, вступил в Польше в силу закон об Институте национальной памяти, который расширяет полномочия учреждения в деле расследования «преступлений, совершенных против польского народа«.
Закон предусматривает уголовное наказание за публичные обвинения в адрес Польши в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности. Законопроект запрещает использовать словосочетание «польский лагерь смерти» при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Польши. Любой гражданин страны, а также иностранец, нарушивший закон, будет приговорен к выплате штрафа или тюремному заключению сроком до трех лет.
Также закон запрещает отрицание Волынской трагедии и пропаганду «бандеровской идеологии». МИД и мировое сообщество подвергли закон критике как «отрицающий Холокост и изображающий в неприглядном свете украинцев».