26 апреля Лондонский международный арбитражный суд постановил арбитражное решение в споре по иску миноритарных акционеров «Укрнафты» против «Нафтогаза».
Об этом сообщает Украинская правда.
«Арбитры пришли к выводу, что ключевые положения Акционерного соглашения между Нафтогазом и компаниями Игоря Коломойского по корпоративному управлению «Укрнафтой» не подлежат выполнению, поскольку противоречат императивным нормам корпоративного законодательства Украины», — говорится в сообщении.
26 апреля Лондонский международный арбитражный суд постановил арбитражное решение в споре по иску миноритарных акционеров «Укрнафты» против «Нафтогаза».
«Арбитры пришли к выводу, что ключевые положения Акционерного соглашения между Нафтогазом и компаниями Игоря Коломойского по корпоративному управлению «Укрнафтой» не подлежат выполнению, поскольку противоречат императивным нормам корпоративного законодательства Украины», — говорится в сообщении.
В частности, не подлежит исполнению часть статьи 9 соглашения, которая, среди прочего, предусматривает, что 6 членов Набсовета Укрнафты избираются из числа кандидатов, предложенных Нафтогазом, а председатель Укрнафты и другие 5 членов Наблюдательного совета — из числа кандидатов, предложенных компаниями Коломойского, которые являются миноритариями.
Статья 9 также предусматривает, что персональный состав правления «Укрнафты» должен утверждаться Наблюдательным советом «Укрнафты» по предложению председателя правления.
«При этом, Суд постановил, что в целом Акционерное соглашение является действительным, хотя ключевые его положения относительно корпоративного управления «Укрнафты» являются, не подлежащими выполнению», — сообщает пресс-служба.
Напомним, в 2015 году три компании — миноритарные акционеры «Укрнафты», подконтрольные олигарху Игорю Коломойскому, подали на «Нафтогаз» иск в Международный арбитражный суд Лондона.
В частности, в иске миноритарии пожаловались на новый закон об акционерных обществах, который лишил их контроля над председателем правления «Укрнафты» и частью ее наблюдательного совета, а также снизил кворум для общего собрания акционеров с 60% до 50%.
Ранее миноритарии, благодаря акционерном соглашении от 2010 года и дополнениях к нему от 2011 года, имели эксклюзивное право предлагать общему собранию акционеров кандидата на пост главы правления «Укрнафты», который затем предлагал наблюдательному совету других членов правления, а также право предлагать 5 из 11 членов наблюдательного совета.
Также компании Коломойского жаловались, что «Нафтогаз» и государственные енергорегуляторы заставляли «Укрнефть» продавать газ для населения по цене ниже себестоимости добычи, не позволяли продавать газ на открытом рынке, а также отобрали часть газа компании, который находился в хранилищах «Укртрансгаза» .
«Начиная с января 2015 года, Украина и «Нафтогаз» взяли курс на получение контроля над менеджментом «Укрнафты» путем, который нарушает права заявителей», — говорилось в иске.
Также компании Коломойского добавили, что премьер Арсений Яценюк и другие государственные чиновники не скрывали, что законодательные изменения направлены именно на смену руководства «Укрнафты». Для этого они процитировали несколько публичных заявлений Яценюка и заместителя главы «Нафтогаза» Андрея Пасишника на эту тему.
В связи с этим заявители утверждали, что подверглись и продолжают подвергаться существенным потерям и убыткам.
В иске указывалось, что требования миноритариев будут описаны в отдельном документе и будут содержать требование запретить «Нафтогазу» нарушать свои обязательства акционерного соглашения от 2010 года; описание прав и обязательств заявителей и «Нафтогаза» в соответствии с той же сделки; описание убытков и так далее.
Интересы Коломойского в суде представляла лондонская юридическая компания Feieldfisher.
Как известно, в 2015-м году премьер Арсений Яценюк заявлял, что через эту акционерное соглашение, которое с «Укрнафтой» подписало правительство Юлии Тимошенко, государство потеряло право предлагать кандидатуру председателя правления «Укрнафты». В противном случае Коломойский получал право подавать иск в лондонский суд, а сумма этого иска может составлять 5 миллиардов долларов.
Однако принятые Радой в 2015 году изменения в закон об акционерных обществах перекрыли действие этой сделки.
В то же время юридический анализ соглашения между «Нафтогазом» и «Укрнафтой», который есть в распоряжении «Украинской правды» содержит «вывод о несоответствии большинства ее статей нормам действующего законодательства, а в отдельных случаях, о ничтожности норм соглашения ввиду несоблюдения императивных норм и нарушения общественного порядка».
В частности, незаконными являются нормы о подчинении условий соглашения исключительно правовым нормам Англиии и разрешения споров исключительно в Лондонском суде.