Виктор Медведчук считает, что Украина добровольно отказывается от борьбы не только за рынок Таможенного союза, но и за свой собственный. В частности, в своем блоге на сайте общественного движения «Украинский выбор» он отмечает очередную утраченную возможность для отечественного производителя: «Один из крупнейших покупателей украинских вагонов – Казахстанская железная дорога – подписала контракт с испанской компанией Patentes Talgo S.L. на 482 миллиона евро».
«Мог бы на месте испанцев оказаться, например, Крюковский вагоностроительный завод? – задается вопросом Медведчук. –Теоретически, да. Налаженный контакт есть, вступив в Таможенный союз, мы могли бы получить конкурентное преимущество, создать совместную производственную площадку – тоже нет никаких проблем». Однако, как отмечает лидер общественного движения, подобная цель даже не ставится украинским руководством.
«Такая политика выглядит абсурдной, но о чем тут говорить, когда национальный производитель, интересы которого для руководства страны должны быть всегда на первом месте, даже на родном украинском рынке не всегда может получить соответствующий контракт, – заявляет Виктор Медведчук. – Вспомните, чьи поезда и вагоны покупались к Евро–2012. Более 300 миллионов долларов ушло в корейскую экономику, почти 40 миллионов евро – в чешскую». Он считает, что если нет борьбы даже за собственный рынок, то никаких вопросов к продвижению украинской продукции в Казахстане и в целом в Таможенном союзе даже быть не может.
В результате Виктор Медведчук опасается, что украинский производитель в данной отрасли будет терять клиента: «Да, мы пока удерживаем безоговорочное лидерство по экспорту в Казахстан грузовых вагонов, однако тут нас поджимает Китай. Три-четыре года – и возникнет вопрос, остаемся ли мы в этом сегменте или в принципе уходим с рынка. В 2011-2012 гг. был пик продаж подвижного железнодорожного состава из Украины в страны СНГ, но в этом году мы уже идем на спад». По мнению лидера общественного движения «Украинский выбор», данные потери не компенсирует ни внутренний спрос, ни Зона свободной торговли с ЕС, где сейчас кризис и «там сейчас своим места мало».