Для получения очередного транша МВФ украинской власти надо решить вопрос с проблемой корпоративного управления на госпредприятиях, что является основой для коррупции.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил экономист Олег Пендзин.
«Украина может до конца текущего года получить около 2,5 млрд долларов от МВФ в рамках программы по преодолению последствий коронавируса без дополнительных условий. Если говорить о другом транше, то кроме того, что МВФ требует передать часть полномочий СБУ в Бюро экономической безопасности, у Фонда еще возникли вопросы к теме корпоративного управления госпредприятиями. Если помните, в начале мая в Киев приезжал Госсекретарь США Э.Блинкен и вел переговоры, в частности, о работе А.Коболева на посту главы «Нафтогаза» с Офисом Президента Украины.
Напомню, главная идея реформирования корпоративного управления госпредприятий в Украине, которая стартовала в 2014 году, а потом двумя постановлениями Кабмина укреплена и доведена до реализации через Набсоветы, заключалась в том, чтобы отделить политиков от финансовых потоков, которые идут через государственные монополии. Вот для этого создавались при госпредприятиях Набсоветы и в них включили иностранцев. Эти иностранцы должны были контролировать, чтобы деньги на счетах госмонополий не использовались в интересах украинских политиков. НАК «Нафтогаз Украины» это яркий пример процессов, которые происходят в корпоративном управлении на многих госпредприятиях. Речь идет о том, что эти деньги на счетах «Нафтогаза» могли использовать на различные политические цели – например, на строительство дорог. Коболев это делать не давал и прикрывался Наблюдательным советом, который не давал политикам влиять на использование средств «Нафтогаза». Как мы помним, Коболев был снят с должности, а Набсовет выгнали. И появился опасный прецедент, что подобное может произойти с другими монополиями, имеющими большие ресурсы», — рассказал экономист.
О.Пендзин добавил, что США как государство, финансирующее МВФ, уже прямо указывает украинским чиновникам на коррупцию при расходовании средств госпредприятий. И пока эта проблема не будет решена, МВФ не выделит Украине очередной транш.
«Деньги на счетах «Нафтогаза» все равно будут использоваться и формально решение об использовании этих денег принимает руководитель организации. Если председатель организации принимает решение использовать средства структуры в интересах организации, то все нормально: деньги могут быть направлены на увеличение внутренней добычи газа, деньги могут быть направлены на реформирование газотранспортной системы. Это может быть много направлений, которые соответствуют видам деятельности этого предприятия. Если вдруг эти деньги направляются на строительство дорог, то понятно, что эти деньги используются не по целевому направлению, а исходя из политических интересов тех или иных сил, которые активно повлияли на председателя правления и заставили его направить деньги на непрофильные виды деятельности.
И если Коболева вызвали в Офис Президента и сказали: деньги НАКа должны быть использованы для вот этого, а он сказал «нет, это непрофильное использование», то ему указали на дверь. И вот против такого корпоративного управления выступают американцы. С точки зрения американцев, основная проблема Украины – это коррупция. Нецелевое использование денег НАК «Нафтогаза» в том числе и для «Большой стройки» это коррупция, потому что там откаты огромные. Так вот Блинкен, который приезжал в Украину в начале мая, говорил с украинскими чиновниками именно о проблеме корпоративного управления и о том, что проблему нужно устранить», — пояснил эксперт.
Отметим, в третьей декаде мая премьер-министр Украины Д.Шмыгаль рассказал о работе, направленной на получение макрофинансовой помощи ЕС и транша МВФ. По его словам, Верховная Рада в последнее время поддержала в первом чтении 12 законопроектов, а еще 3 важных проекта законов уже получили одобрительные отзывы комитетов ко второму чтению и в ближайшее время будут вынесены в зал парламента.
До того Д.Шмыгаль заявил, что Украина может получить 2 транша от МВФ. Для этого надо принять законы о НАБУ, САП, и добиться передачи части полномочий от СБУ Бюро экономической безопасности.