Чуть южнее экватора — там, где сейчас бороздит просторы кратера Гейла Марсианская научная лаборатория "Любопытство" (Mars Science Laboratory Curiosity), — весна еще не наступила. Но уже потеплело. Да так, что специалисты НАСА пришли в недоумение.
Бортовая метеостанция робота — Remote Environment Monitoring Station (REMS) — передает, что температура в кратере поднимается до 6 градусов Цельсия. То есть, гораздо выше нуля. И держится на таком уровне почти половину марсианского дня, создавая условия для того, чтобы вода могла существовать в жидком виде, сообщает КП.
"Это неожиданно и очень интересно, — говорит Фелип Гомез (Felipe Gоmez), из Центра астробиологии в Мадриде (Centro de Astrobiologia in Madrid). — Если температура будет повышаться и дальше, то марсианским летом мы сможем ожидать до плюс 20 и даже выше. Что вполне комфортно для местной жизни, если она там есть".
Робот "Любопытство" как раз и доставлен на Марс, чтобы искать тут жизнь. Или хотя бы ее остатки. Кто знает, может быть, летнее солнце отогреет что-нибудь замерзшее, потекут ручьи.
Эксперты однако не могут пока понять, столкнулись ли они с аномальным явлением — столь теплой погодой, или для марсианского экватора температура выше нуля вполне обычная.
Увы, ночами на Марсе холодает. Перед рассветом столбик термометра опускается до минус 70 градусов. Лютая стужа. Такие перепады возникают из-за очень разреженной и сухой атмосферы, масса которая составляет примерно 1 процент от земной.
Одновременно с ростом температуры в кратере Гейла приборы "Любопытства" зафиксировали и рост давления — примерно на 20 Паскалей за время пребывания робота в кратере. Ныне оно составляет 750 Паскалей, что в 140 раз ниже земного. Если обратиться к более привычным единицам измерения, то давление на Марсе сейчас около 6 миллиметров ртутного столба. У нас такое — на высоте более 20 километров.