С 1 июля в Украине начал функционировать рынок земли. При этом в июле Верховная Рада Украины (ВРУ) приняла в первом чтении правительственный законопроект №5600, нормы которого дают слишком много полномочий налоговым органам и увеличивают налоговую нагрузку на аграриев.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил заместитель руководителя Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Михаил Соколов.
«Предложенный правительством законопроект 5600, который 1 июля в первом чтении принял парламент, искажает немало хороших идей и предоставляет слишком много полномочий налоговым органам. Рада и правительство хотят внести ряд изменений в Налоговый кодекс Украины, которые откровенно настораживают аграрное сообщество.
Поясню: сейчас в Украине до 30% земель с/х назначения, а это более 8 млн га, обрабатываются «в черную». С этих участков уплачиваются налоги в размере примерно 150 грн с гектара, в то время как легальные сельхозпроизводители платят 1400-6000 грн с 1 га. По приблизительным подсчетам суммарно бюджет ежегодно недополучает до 55 млрд грн, включая потерю от неуплаты НДС.
Для решения этой проблемы был разработан законопроект 3131-д, который после ряда доработок поддерживается аграрным сообществом и уже год ждет рассмотрения в парламенте. Именно в его первоначальном варианте — законопроекте №3131 — и была предложена идея минимальной налоговой нагрузки на 1 га, который должны платить все, кто обрабатывает товарную сельхозземлю», — сказал эксперт.
Теперь же, отмечает М. Солоколов, фактически нормы законопроекта 3131-д помещены в новый законопроект 5600, но в значительно искаженном виде. В результате чего он сейчас направлен не столько на детенизацию агросектора, сколько на существенное увеличение налоговой нагрузки на легально работающих агропроизводителей.
«Ставка минимального налоговой нагрузки на гектар, то есть того минимума, который должен быть оплачен в совокупности по всем видам налогов в обоих законопроектах, исчисляется на уровне 5% от нормативно-денежной оценки земли (НДО). Это примерно 1400 грн с 1 га. Мы в ВАР и раньше говорили, что это много, и ставку нужно снизить до 4% НГО. При этом в законопроекте 3131-д в эту сумму включили единый социальный взнос (ЕСВ), а в законопроекте 5600 — нет. Это в свою очередь приведет к фактическому повышению налоговой нагрузки примерно на 1,5% НДО? для тех, кто и так платит налоги. Ведь агропроизводители уплачивают ЕСВ в обязательном порядке, а он не будет засчитан им до того минимума налогов, которые нужно оплатить», — сказал М.Соколов.
Он также добавил, что если законопроект 3131-д предусматривает переходный период, в течение которого ставка налога будет увеличиваться постепенно, то в 5600 переходного периода нет, что тоже является негативным фактором, отмечает эксперт.
Вместе с тем, как стало известно, 1 июля ВАР, МинАгро и фракция «Слуга Народа» договорились ко второму чтению проработать проблемные моменты законопроекта 5600. Для этого будет создана рабочая группа, в которую войдут представители ассоциации, МинАгро и депутаты.
Напомним, 1 июля 2021 года в Украине прекратил действие мораторий на продажу земли, введенный ровно двадцать лет назад, в 2001-м, а вместе с тем открывается рынок земли. Соответствующий закон №552- ХІ украинский парламент принял в ночь на 31 марта 2020 года.