Средства, выделенные на 2018 год, не покрывают фонд зарплат НАН Украины на 270 миллионов гривен.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказал председатель профсоюза работников НАН Украины, кандидат философских наук Анатолий Широков.
«Наш базовый закон в редакции 2015 года не выполняется в части гарантии государством финансирования науки и научно-технической деятельности, и в стимулировании и оплате труда ученых. Скажем, к 2020 году закон предусматривает поэтапное доведение финансирования до 1,7% от ВВП. Сейчас эта цифра равна 0,2%. Понятно, что за 2 года никто не выйдет на обещанный уровень. Наш комитет по науке и образованию уже два года не может добиться увеличения этой цифры до 0,5%. К сожалению, нас никто не слышит. Также в этом законе есть пункт, в котором сказано, что к 2020 году нужно довести должностные оклады младших научных сотрудников до двойной зарплаты работников промышленности. Средняя зарплата в промышленности около 8 тысяч гривен, а оклад младшего научного сотрудника – около 5 тысяч», — объяснил А.Широков.
По его словам, наука в Украине никогда не жировала. В бюджете 2016 года все отрасли получили в среднем на 14% больше финансирования. А НАН Украины дали на 12,2% меньше. Так возник дефицит по фонду заработной платы в 25%. По сути, один из 4 кварталов не был закрыт.
«В такой ситуации мы начали сокращать штат, переводить людей на режим неполного рабочего дня – не 5 дней в неделю рабочих, а четыре и даже три. Людей просили уходить в отпуск за свой счет, или писать заявление на полставки. Мы думали, что нужно просто перетерпеть. Премьер А.Яценюк ушел, и были надежды на премьера В.Гройсмана. Но деньги, выделенные на 2018 год, не покрывают фонд зарплат НАН Украины на 270 миллионов гривен. И это не столь большие деньги для государства, когда воруют миллиарды. Поэтому в каждом научном учреждении сейчас наблюдается нехватка денег – у кого-то больше, у кого-то меньше», — подчеркнул А.Широков.
Напомним, ранее сообщалось, Национальная академия наук (НАН) Украины потребовала от ряда научных институтов сократить штат научных институтов. Формальная причина такого требования – отсутствие госфинансирования.