Для балерины ее сценический костюм играет большую роль. Существует даже традиция выставлять на аукцион костюм примы, когда она заканчивает свою карьеру, и молодые танцовщицы очень ценят такие лоты – ведь они хранят энергетику предыдущей обладательницы.
Об этом во время онлайн-чата в ГолосUA рассказали народная артистка Украины, главный балетмейстер Национальной Оперы Анико Рехвиашвили, Заслуженный артист Украины, педагог и в прошлом ведущий солист Национальной Оперы Евгений Кайгородов и Заслуженная артистка Украины, прима-балерина Наталья Мацак.
«Я отношусь к своим костюмам очень трепетно. Зрителю кажется, что в каждом спектакле у всех артистов одинаковые костюмы – это не так. Потому, что каждая балерина имеет свои пропорции, свою внешность, свои тайны физики. Каждая балерина видит себя по-своему в каждой партии. Параллельно с технической подготовкой роли, всегда идет работа над образом. Есть очень много индивидуальных нюансов в этих костюмах. Они потом могут даже кому-то продаваться», — рассказала Наталья Мацак.
Балетмейстер Анико Рехвиашвили объяснила, о чем идет речь: оказывается среди прим-балерин есть традиция продавать свои костюмы, выставляя их в качестве своеобразного «лота».
«Наталья скромно говорит, что если балерина такого класса как она танцует, то она впоследствии выставляет свою пачку на продажу и, конечно, молодая балерина приобретает не только само одеяние, но и часть истории той балерины, которая выставляет эти костюмы», — отметила балетмейстер.
«Были ситуации, когда прямо на гастролях к тебе подходят и просят у тебя купить эту пачку. Не смотря на то, что есть много вариантов, они хотят именно твою пачку, с твоей энергетикой. Мне кажется, что это – не совсем нормально, но, тем не менее, такое отношение присутствует», — поделилась Наталья.
Костюмы, в которых выступают артисты балета, имеют свои дизайнерские особенности – ведь они рассчитаны на зрителя, который видит артиста с расстояния не менее 15 метров.
«Вблизи костюмы совсем по-другому смотрятся, чем из зала. Вблизи это может выглядеть даже где-то грубовато, а на расстоянии дает совершенно другой эффект», — добавила прима.
«Это тайна костюмов Вирсаладзе. И Евгений, и я видели эти костюмы. Впервые увидев костюм Вирсаладзе, — я была потрясена. Как в Золушке: «Какая безвкусица!». Но, когда все то, что показалось мне достаточно странным, я увидела на сцене из зрительного зала – мне стало ясно, что это – просто потрясающая работа. Это счастье для театра, артистов и балетмейстера, когда есть такая удача с художником по костюмам и сценографии.
Артисты отмечают, что пачку для балерины невозможно пошить за один день, особенно, если пачка – «лебединая». Все зависит от мастера и поставленной задачи.
«Это целый мир: пачка, пальцевые туфли, трико, мужской колет – это все такая вкусная история внутри балета. «Гранд-Опера», например, восстановили старую технологию и создали пачку совершенно пышную, как безе. Набирается безумное количество метров – все эти слои; потом ставится, так называемая, «сталька», отдельно делается лиф, все это крепится, и позже приобретает необыкновенную красоту. Везде художники по костюмам применяют разные технологии, и пачка, пошитая в Киеве, будет отличаться от пачки, пошитой в Питере, или в Европе», — подытожила Анико Рехвиашвили.
Напомним, 7 февраля в Национальной Опере Украины состоится премьера балета «Венский вальс».