Национальный банк потребовал от банков тщательнее проверять финансовые операции бизнеса (компаний), которые, по их мнению, ранее имели или до сих пор имеют отношение к подсанкционным лицам. А также предоставлять в НБУ детальный отчет о каждой попытке обойти санкции, с поименным указанием всех участников схемы.
Об этом говорится во внутреннем письме НБУ под номером P/25-0005/77367, пишут СМИ.
Этот документ посвящен операциям «подконтрольных лиц». К таким лицам регулятор относит только субъектов хозяйствования — не физлиц, а только бизнес. Который, по мнению банков, может иметь связь или поддерживать отношения с подсанкционными лицами. Чиновники считают, что контроль за ними нужен, чтобы подсанкционники не могли использовать эти компании для своих целей — чтобы продолжать пользоваться банковским услугами в обход санкций.
Как только к человеку или предприятию применяют санкции, банк обязан закрыть ему счета и ограничить в пользовании финуслуг. А НБУ делает все, чтобы подсанкционник не обходил этот запрет. Например, не получил банковскую карту на третье лицо и не платил ею, за что хотел. Поэтому регулятор и хочет, чтобы банки следили не только за подсанкционными лицами и их близкими, но и за теми, с кем те имели/имеют с ними бизнес. Однако под удар могут попасть и совсем посторонние.
В подконтрольные лица могут записать предприятия/компании, когда-то имевшие отношение к лицу, к которому сейчас применили санкции, — например, ранее вели совместный бизнес или начали сотрудничать только сейчас. Заподозрить в таком сотрудничестве могут чуть ли не любого, НБУ позволил банкам начинать слежку при малейшем намеке на любую связь. При этом банк никак не накажут, если он безосновательно следил за компанией и ошибся, когда внес ее в категорию подконтрольных.
В вышеупомянутом письме P/25-0005/77367 Нацбанк дал список нетипичных банковских операций для хозяйственной деятельности, на которые банкирам следует обратить внимание, если они заподозрили подконтрольную компанию в связи с подсанкционным лицом:
- Операции, объем которых не совпадает с объемами обычной деловой активности клиента.
- Операции по перечислению средств за пределы Украины.
- Расчеты по договорам на условиях предоплаты, по которым не состоялась поставка товаров в определенные в таких договорах сроки.
- Операций с наличными деньгами в большом объеме, не связанными с основным видом деятельности клиента, и/или проведение значительного количества операций с использованием электронных платежных средств.
- Снятие наличных денежных средств в значительных объемах с целью закупки товаров.
- Операции по договорам отступления прав требования (перевод долга).
- Регулярные платежи стороне/сторонам, которые, казалось бы, не связаны с предпринимательской деятельностью клиента, а основание и цель платежей непонятны.
- Операции по оказанию возвратной и/или безвозвратной помощи (ссуды).
- Выплаты заработной платы или премий в особо крупных размерах руководству и/или работникам подконтрольных лиц.
- Финансовые операции, которые могут быть связаны с фиктивной деятельностью с дальнейшим снятием средств наличными деньгами и т.д.
Но вместе с этим списком НБУ указал, что банки могут добавлять и свои виды подозрительных операций и следить за ними.
По словам украинских банкиров, они могут распознать бизнес-партнеров подсанкционных лиц, только если те обслуживались у них долгие годы.
Но это крайне сложно сделать, если компания только приходит к ним на обслуживание, и у них нет истории ее финансовых операций.
Чтобы выполнить требование НБУ, банкам придется усилить слежку за всеми своими бизнес-клиентами и начать задавать им больше вопросов по операциям, запрашивать больше документации при малейших подозрениях. Поэтому предпринимателям нужно быть готовыми к еще большей придирчивости финансистов и даже к остановке операций, если их в чем-то заподозрят. Под подозрение может попасть кто угодно.
Напомним, во время войны в Украине продолжится приватизация банков.