За обнародование фактов масштабного воровства в Министерстве обороны в 2005-2007 годах проводят теракты против активистов, поступают угрозы их убить и покалечить.
Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразил журналист, подполковник запаса Александр Холява.
По словам полполковника запаса, на 2005-2007 годы пришелся пик продажи военного имущества и военной техники Министерством обороны Украины (МОУ). Утилизации подлежали практически новые машины, фактически уничтожались Вооруженные силы Украины, им не нужна была военная техника и прочее имущество. В 2010 году уже ничего на балансе МОУ не осталось. За 2005-2007 годы военного имущества было продано на 1,3 млрд грн, в ту пору министром обороны был Анатолий Гриценко.
«Когда будет завершено следствие, мы подтвердим документально все факты коррупционных деяний чиновников Минобороны, виновные должны быть наказаны.
Наша группа занимается расследованием коррупционных деяний в Министерстве обороны Украины в разные периоды времени. После опубликования активистами фактов коррупционных деяний, совершенных в военном ведомстве страны, по Украине прокатилась волна нападений на активистов. Это были убийства и покушения на убийства. Мы выражаем сострадание родственникам погибших и надеемся, что правоохранители проведут объективное расследование этих терактов.
После обнародования фактов коррупционных деяний в адрес активистов началось сильное давление на них, начали поступать угрозы от незнакомых людей по мобильным телефонам — поступали угрозы убить и покалечить.
У нас есть свой опыт, как правоохранительная система реагирует на заявления по факту угроз в адрес наших активистов. Надо отметить, что правоохранительная система начинает реагировать на наши заявления после того, как было совершено нападение, не сразу. Мы обращались в правоохранительные органы по факту угроз в адрес наших активистов, и наши заявления были зарегистрированы на 10 день после их подачи. Не было проведено никаких мер защиты. Тем временем активисты продолжают получать угрозы в свой адрес.
Мы опубликовали факты коррупции в МОУ за период с 2005-го по 2007 годы в конце июня 2018 года. С июля начались угрозы, которые поступали с неизвестных мобильных номеров, СМС-ки приходили с угрозами, что сделают инвалидами. В частности, такие угрозы поступали председателю общественной организации «Защита и помощь» Андрею Пелюховскому. Между тем А. Пелюховский не намерен прекращать свою деятельность, он будет продолжат расследования. Сейчас Андрей находится в больнице, и пока неизвестно по каким причинам.
Мы обратились в генпрокуратуру с заявлением в связи с продажей земель МОУ и продажей военного имущества Министерства обороны. В период с 2005 по 2007 годы массово и за бесценок распродавалось имущество Вооруженных сил и земля, принадлежавшая военному ведомству. Продавалось все за бесценок. Так, продано тогда была 27 га земли по Столичного шоссе за 10 млн грн, тогда как реальная стоимость ее была в 36 раз выше — 360 млн грн. К примеру, за бесценок было продано коммерческим структурам полиграфическое объединение в Одессе. Помнится, было резонансное дело, когда были по дешевке проданы участки в Коцюбинском.
Продавались земли, находящиеся на балансе Минобороны, по всей Украине. В то время убеждали всех, что Вооруженные силы Украины имеют много земли и имущества, которое Министерству обороны не нужно. Вооруженные силы тогда сокращались, поскольку в таком объеме Минобороны все это было не нужно. При этом очередь из бесквартирных офицеров была огромной, а реальное жилье получали очень немногие из них. Жилье перепродавали за проданные земли. Очередь на квартиры офицеров не уменьшалась, и военнослужащие полностью утратили мотивацию к военной службе.
За 10 млн грн продавалось 27 га земли – это неадекватная цена при рыночной цене этой земли 360 млн – в 36 раз стоимость была занижена. 146 га в Коцюбинском было передано коммерческим структурам как ненужное для Минобороны.
С 2014 года, когда началась война, ситуация в Вооруженных силах Украины начала меняться, появились деньги.
Мы обратились в генпрокуратуру, ГПУ в определенный срок отреагировала. Военная прокуратура Киевского военного округа с 2013 года расследует наши заявления. 20 га удалось вернуть в военное ведомство, остальные земли были распаёваны. Нас ждут судебные расследования и дальше.
Бывший министр обороны Анатолий Гриценко говорит, что никаким образом не причастен к преступным деяниям. Однако пока не будут закрыты криминальные дела, о непричастности и невиновности министра обороны мы говорить не можем.
Министр не знал якобы об оборотах денег, которые в его ведомстве проходили. Хотя документы говорят, что обо всем министру докладывалось. Только за неполный 2005 год мы подтвердили 107 имущественных приказов, и там налицо широкий спектр коррупционных деяний, явных преступлений. 69 приказов из 107 было приняты с нарушениями закона. Наблюдался полный хаос. Министр обо всем знал, должна была быть его реакция – увольнения и взятие под контроль всей этой незаконной продажи. Лакомые объекты Министерства обороны продавались направо и налево за копейки. Военная прокуратура должна проводить расследования по всем этим фактам.
Мы убеждены, если бы такого хаоса в Минобороны не было в те годы, возможно, была бы другой ситуация в нашей армии в 2014-2015 годах.
Два дела сейчас находятся в процессе, некоторые дела уже закрыты. Бывший заместитель министра обороны Владимир Мельник, которому министр дал право распоряжаться имуществом Минобороны, так дораспоряжался, что получил тюремный срок до 8 лет (экс-директор филиала Центрального специализированного строительного управления МОУ «Укроборонстрой» Владимир Мельник незаконно продал коммерческим структурам 27 военных городков и осужден к 8 годам лишения свободы. – Ред.). Как минимум, за такие преступления бывшие военнослужащие получают тюремные сроки от 5 до 8 лет.