Обмен заключенными состоялся, еще несколько дней назад были серьезные сомнения, потому что от Украины на роль переговорщика «в калашный ряд» изо всех сил пытался влезть олигарх Коломойский, с которым в РФ никто договариваться не хочет, пишет на сайте «Корреспондент» политический обозреватель Александр Фомин.
Фомин отмечает, что для каждого освобождения и обмена заключенными между Украиной и Россией нужны политическая и юридическая формула.
«Политическая формула – это «35 на 35» плюс политическая воля первых лиц Украины и РФ, которые дали согласие на такой обмен. Потому что очевидно, что без согласия Владимира Путина и Владимира Зеленского такого обмена просто бы не было. Соответственно, возникает вопрос, кто убедил глав двух стран дать согласие на такой шаг. Например, в отношении Путина понятно, что это был Виктор Медведчук, который традиционно занимается обменом заключенными между Украиной и РФ, и обменом пленными между Украиной и непризнанными республиками Донбасса», — поясняет журналист.
Фомин обращает внимание, что «Карпюк и Клых оказались среди освобожденных после переговоров Медведчука с Путиным во Владивостоке». Журналист напоминает, как еще 5 сентября власти РФ освобождать Карпюка и Клыха не хотели и прямо говорили, что в отношении них есть «особое мнение».
Фомин пишет, что «у всех людей из списка на обмен разный юридический статус. Скажем, Олег Сенцов осужден российским судом на 20 лет и отбывал наказание в колонии. А 22 украинских моряка и 2 сотрудника СБУ находились в статусе подсудимых, потому что суд еще не вынес по ним приговор».
Прежде чем проводить обмен, поясняет журналист, нужно снять все юридические претензии в отношении людей из списка. Есть только один правовой механизм – когда президент подписывает указ о помиловании.
«То есть, нынешний обмен «35 на 35» состоялся по той же юридической формуле, которую Виктор Медведчук в 2017 году применил для освобождения Надежды Савченко. Отсюда мы и выходим на ответ, кто является автором формулы для нового обмена», — приходит к выводу журналист.
В то же время, утверждает Фомин, очевидно, что определенные силы в окружении Зеленского работали против того, чтобы такой обмен состоялся. Журналист приводит цитату из Telegram-канала Алексея Чеснакова, который утверждает, что такой фигурой является олигарх Игорь Коломойский.
Фомин поясняет, что настоящая причина репрессий против украинской оппозиции – это стремление Коломойского вытеснить из процесса главного переговорщика между Украиной и Россией.
«Вот почему украинские власти развернули самые настоящие репрессии против оппозиции. Национальный совет по телевидению и радиовещанию рекомендовал через суд отобрать лицензию у NewsOne, а также постановил провести внеплановую проверку канала ZIK. И теперь понятно, кто является вдохновителем подобных решений в стиле то ли позднего Порошенко, то ли рейдеров-бандитов родом из 90-х. Но, как говорится, «не так сталося, як гадалося…», — иронически резюмировал политический обозреватель Александр Фомин.