Леся Дубенко
12:02 13/09/2011

Они изменили свои страны к лучшему…

Можно ли экономическими методами преодолеть нынешний кризис? Можно, если этого захотеть, считает научный сотрудник американского Института Катона Джим Пауэлл и иллюстрирует это утверждение в своей статье, которую опубликовала американская «The Washington Times.

«Президент Обама озадачен: он перепробовал все, чтоб наладить экономику и это «все» оказалось далеко не успешным. Но действительно ли он перепробовал все то, что нужно было перепробовать? Следующее исследование серьезно ставит под вопрос целесообразность экономический действий американского президента», — пишет Пауэлл.

Примером для Обамы, считает автор, в первую очередь, может послужить немецкий экономист Людвиг Ерхард. После Второй мировой Германия превратилась в груды развалин, миллионы людей остались без крова, а безработица приобрела массовый характер. Эрхард, который был участником антинацистского движения, не одобрял контроль над экономикой, который установил Гитлер и сохранила оккупационная власть. Получив должность министра экономики союзнического экономического совета, он стал воплощать ключевые реформы

В воскресенье 20-го июня 1948-го Эрхард заявил по радио, что в Германии будет вводиться новая валюта и за каждые сданные обесцененные 10 рейхсмарок, люди получат одну новую дойчемарку. Эрхард понимал, что никто не будет использовать новую валюту, если не будет доступа к товарам. Он пояснил, что, если удерживать цены на уровне ниже рыночной стоимости, то это будет приводить к тому, что спрос будет расти, а предложение наоборот падать: производителям будет невыгодно выпускать товар, из-за чего постоянно возникает дефицит. Утверждают, что американский командующий генерал Люциус Клэй в то время сказал Эрхарду: «Мои советники считают, что вы совершаете серьезную ошибку, отказываясь от контроля над ценами». Эрхард ответил, «Не слушайте их, генерал. Мои советники говорят мне тоже самое».

За одну ночь, товары, которые были спрятаны специально для бартера, появились на прилавках магазинов. Немцы начали тратить новую валюту. Растущие цены подали ключевой сигнал предпринимателям, осознавшим, что они могут заработать, если будут производить большее количество товаров. Вскоре цены начали падать. Эрхард отказался от контроля над обменом, чем упростил торговлю. Наконец, Эрхард урезал налоги для того, чтоб бизнес имел больше капитала для найма работников, а потребители больше денег для трат. /> В итоге, отмечает Пауэлл, индустриальное производство и зарплаты в Западной Германии удвоились. Западная Германия стала второй в мире страной-экспортером, сразу после США. Самым большим успехом стал концерн “Фольксваген».

Мирное процветание Западной Германии убрало все недовольство, которые подталкивало людей к нацистской идеологии. Канцлер Западной Германии Конрад Аденауэр и президент Франции Шарль де Голль стали друзьями, положив конец одному из самых долгих европейских политических противостояний.

Другой пример для подражания, считает журналист, президент Обама мог бы узреть в лице премьер-министра Эстонии Марта Лаара. Два десятилетия назад Эстония была миниатюрной страной в составе СССР. В 1988 году в результате «поющей революции», во время которой эстонцы пели национальные песни и открыто говорили о независимости, Эстония фактически начала отделяться от Советского Союза. После окончательного развала СССР перед Эстонией стояла серьезная задача: трансформировать плановую экономику в рыночную. Бородатый 32-летний учитель истории по имени Март Лаар посчитал, что эта задача ему под силу. И он оказался прав.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Март Лаар.

После своего назначения премьер-министром Эстонии в 1992 году он сумел развить в стране приватизацию, свободную торговлю, ввести подходящее налогообложение и приучить людей к правильному использованию денег. После того, как были отменены субсидии, много из государственных предприятий обанкротились, люди потеряли работу, а в стране постоянно проходили  акции протеста. Однако, несмотря на такие непопулярные методы, именно сокращение субсидий дало возможность уменьшить бюджетные расходы и снизить инфляцию. Лаар упростил и урезал налоги, дав возможность развиваться частным предприятиям. Он отказался от торговых запретов, позволяя людям приобретать лучшее по лучшей цене. Эстония стала очень привлекательна для инвестиций, а капитал использовался для финансирования новых бизнесов. Безусловно, правительство Лаара не могло предложить много бедным и безработным, но оно создало все условия для наиболее быстрого перехода экономики.

Эстония стала известной как «Балтийский тигр» и многие другие нации – даже Россия – адаптировали некоторые из ее политик. Лаар же получил премию Института Като имени Милтона Фридмана за продвижение свободы.

Наконец третьим примером человека, изменившего экономику, является бывший председатель ФРС Пол Фолькер, утверждает Пауэлл. Большая инфляция 1970-х началась после того, как президент Линдон Джонсон в 60-х ввел программу «Великого общества» и одновременно усилил военные действия в Вьетнаме. После этого Ричард Никсон, жаждущий одержать победу на президентских выборах 1972-го, надавил на главу Федерального резерва Артура Ф. Бернса, дабы тот увеличил денежную массу с целью снижения инфляции. Но вышло наоборот — и цены, и процент безработных выросли.

Инфляция и безработица бросила тень на всех трех президентов 70-х. Последний президент этого поколения Джимми Картер, назначил главой ФРС Пола Фолькера. Фолькер к тому времени успел осознать, насколько инфляция обедняла людей. Но антиинфляционные действия часто ставились под угрозу президентами, которые ставили на первый план борьбу с безработицей, а не с инфляцией. Жертвой такого подхода стал президент Картер, не сумевший дотянуть до второго срока.

После того, как на место Картера пришел Рейган, он тут же поддержал мнение Фолькера об неотложной необходимости остановить инфляцию. По словам биографа Рейгана Лу Кэннона, первым, что сделал новый президент, испугав представителей секретных служб, это вышел из парадной двери Белого Дома, чтобы пообедать с Фолькером. Рейган был настойчиво тверд в своем намерении победить инфляцию и вместе с Фолькером им удалось это сделать. Рейган просто таки заставил Конгресс урезать налог на доход на 25% и отказался от контроля над ценами на газ и нефть. После этого Америка начала переживать настоящий экономический бум. Однако все планы Фолькера стали возможными только при поддержке Рейгана: без участия последнего Америка утопала бы дальше.

Резюмируя, автор подчеркивает, что для разрешения любого экономического кризиса требуется хороший план и решительность. История показывает, что это возможно достичь. 

Читайте также по теме