Новый план реформирования Евросоюза и еврозоны, предложенный президентом Франции Эмманюэлем Макроном имеет цель превратить Францию в дирижера европейской экономики при сохранении экономического доминирования Германии.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA высказал политолог Алексей Якубин.
«Мы видели по реакции Парижа на Brexit, что он старался стать конкурентом Франкфурту-на-Майне в переезде части банковских учреждений из Лондона. С расчетом на то, что Brexit приведет к тому, что финансовый капитал снова будет искать международную столицу», — рассказал политолог.
А. Якубин объяснил, что Макрон сейчас пытается показать, что он является «евроцементирующим» президентом, заявления которого связаны с попытками на уровне политических и экономических структур ЕС создать больше возможностей для интеграции.
«Предложение Макрона ввести должность министра экономики Европейского Союза — это намек на то, что ЕС как интегративный проект не сможет больше существовать, если он не скоординирует себя в первую очередь в экономической сфере. Что в дальнейшем может привести к созданию единой экономической политики из единого центра управления», — утверждает эксперт.
По мнению политолога, Макрон, вероятно, рассчитывает, что с помощью такого механизма удастся отчасти выровнять шансы Франции на определенные экономические рычаги влияния, при условии, что Германия по-прежнему останется экономическим локомотивом Евросоюза.
«Создание должности министра экономики ЕС вполне может позволит, в том числе, и Франции претендовать на то, чтобы её представитель занимался такой координацией. Тем более, что Франция в принципе в экономической политике имеет давние традиции «дирижизма» — активного управления экономикой со стороны государства. И, вероятно, Макрон рассчитывает на то, что этот дирижизм ему удастся перенести на уровень всего Европейского Союза», — предположил эксперт.
Таким образом, А. Якубин полагает, что если де-факто Германия останется экономическим локомотивом, то у Франции будут управленческие рычаги. Следовательно, расчёт делается на то, что это поможет сбалансировать ту экономическую диспропорцию, которая сейчас существует между Францией и Германией. С пониманием того, что после Brexit усиление экономических позиций Германии только вырастет.
«Если ранее Великобритания создавала определенный противовес, то после Brexit Германия, Франция и Италия станут ключевыми экономиками Европейского Союза. И для того, чтобы уравнять эту ситуацию, Макрон через создание надевропейской структуры пытается наладить возможность координации европейской экономики. Таким образом, он пытается соперничать с Ангелой Меркель в видении будущего Европейского Союза», — подытожил А. Якубин.
Напомним, ранее сообщалось, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель в ходе недавнего саммита Европейского Союза в Брюсселе, договорились до марта предложить реформу Европейского Союза.
«ФРГ и Франция планируют до марта утвердить совместное предложение по реформе Евросоюза (ЕС) и Еврозоны», — заявила Меркель. По словам канцлера Германии, для дальнейшего развития еврозоны и экономического сотрудничества в рамках ЕС будет вынесен ряд предложений.
В свою очередь, Макрон на совместном с Меркель брифинге также выразил надежду согласовать общую позицию по реформированию еврозоны до марта, если ФРГ к тому времени будет иметь новое правительство, а также — согласовать «дорожную карту» со всеми лидерами еврозоны до июня следующего года.
Кроме того, глава Франции отметил, что все в ЕС заинтересованы в «стабильной и сильной Германии» для того, чтобы дальше углублять евроинтеграцию.
Вместе с тем, восемь стран Евросоюза выступили против плана реформирования ЕС и еврозоны, предложенного Макроном.
После выхода Великобритании из Европейского Союза единство остающихся в нем 27 стран-членов будет «решающей силой», которую следует защищать, говорится в заявлении, подписанном министрами финансов Дании, Ирландии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Финляндии, Швеции и Эстонии и обнародованном во вторник, 6 марта, в Гааге.
В документе указывается, что дебаты о будущем европейского экономического и валютного союза должны вестись совместно всеми странами ЕС, включая те, которые не входят в еврозону. Не упоминая планы Макрона, восемь стран предостерегают от «далекоидущих предложений», делая упор на необходимости реформ для усиления экономической стабильности.