Под рекомендации Минздрава по преобразованию медучреждений  не подведена нормативная база – юрист

Под рекомендации Минздрава по преобразованию медучреждений из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие не подведена нормативная база.

Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразила руководитель юридической службы Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Ольга Скорина.

По словам О. Скориной, методические рекомендации Министерства здравоохранения  по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия на сегодня законодательно никак не регламентированы.

«Мы не видим, каким образом на сегодняшний день будут развиваться медицинские учреждения, поскольку законодательной базы для этого в Украине нет. Есть подзаконные правовые акты, которые  разработаны на начало 2018 года. Для медицинских работников — это большой вопрос. Что касается рекомендаций, деклараций, то, кроме разговоров, к сожалению, под все это не  подведена нормативная база.  Никто не знает, как это все делать. Если медицинским учреждениям  начать выполнять рекомендации Минздрава, то, не исключено, что их инициатива  будет наказуема», — подчеркнула эксперт.

О. Скорина добавила, что контрактная форма работа  для медработников – это пока только лозунги. Никаких документов нет, и какие обязательства будут возложены на медработников, никому не ясно. Можно руководствоваться рекомендациями Минздрава, если будет под них подведена нормативная база, пока это могут быть инициативы и только.

«Что касается собственно самой декларации, соглашения врача с пациентов – как это будет, никому не ясно. Анализ документа показал, что он бесполезный, никчемный. Такие документы нам не нужны. Есть права медицинских работников, и есть права пациентов, права должны быть учтены для каждой стороны.  На сегодняшний день мы имеет только прожекты, и не больше. Это пожелание Минздрава – просто преступление.  Вполне оправданы опасения врачей, их желание получить разъяснения о том, как понимать эту реорганизацию медучреждений», — пояснила юрист.

По словам эксперта, за понятиями медреформа, автономизация, реорганизация учреждений здравоохранения, повышенное финансирование – ничего не стоит. Все эти понятия не закреплены в законодательных актах. Мы не говорим о медицинской реформе как такой, поскольку никто ничего нового не придумал, только звучат громкие заявления, красивые слова, за которыми ничего не стоит.

Напомним, медицинская реформа предусматривает, что с Национальной службой здоровья смогут заключать договоры и получать прямое бюджетное финансирование за предоставленные услуги лишь те бюджетные заведения, которые имеют статус коммунальных некоммерческих. Такая автономизация учреждений первичной медпомощи является основным заданием реформы на первое полугодие 2018 года. В связи с этим Минздрав при поддержке USAID обновил свои Методические рекомендации по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия.

Документ должен помочь органам местного самоуправления, руководителям местных органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения, а также депутатам местных советов, ответственным за подготовку и принятие решений по изменению хозяйственно-правового статуса коммунальных учреждений здравоохранения. Рекомендации доступны на сайтах Кабмина и Минздрава.

30 января вступил в силу базовый Закон № 2168-VIII «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения». Программа государственных гарантий медобслуживания населения предусматривает поэтапное до 2020 года определение перечней и объема медуслуг и лекарственных средств, полностью оплачиваемых за счет госбюджета. Оплата будет происходить согласно тарифу для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами.

 

Читайте также по теме