Коррупция в научной сфере в Украине имеет место быть, но она вряд ли больше, чем в оборонной, энергетической сферах ряде других.
Об этом в комментарии корреспонденту Голос UA сообщил политолог Кирилл Молчанов.
«Я не думаю, что там какая-то большая коррупция. В бюджете на науку, если я не ошибаюсь, выделено 0,5% ВВП, это абсолютно смешные деньги. Это показатель того, что Украине вообще никакая наука не нужна, она практически не финансируется. На каком-то местном локальном уровне имеет место быть этот фактор (коррупция – ред.), но я не думаю, что масштаб разворовывания больше, чем в оборонной сфере, сфере госзакупок, энергетики. В какой-то мере он может присутствовать, но не является самой большой коррупционной составляющей в Украине», — рассказал эксперт.
Коррупционная составляющая может обнаружиться в части выплаты гонораров, но вряд ли зарплат.
«Зарплаты ученых зависят от выделения денег и постановления Кабинета министров о поднятии минимальных зарплат. Там в законодательстве регламентировано достаточно жестко, что за научные исследования – плюс, за научные звания – тоже плюс, поэтому там сильно манипулировать этим не получится. Возможно, разве что на выплате премий или авторских гонораров на какие-то наработки», — сообщил К. Молчанов.
Напомним, украинские ученые на протяжении последних 23 лет получают лишь часть своих зарплат, и это не позволяет им сосредоточиться на научной деятельности, а вынуждает искать вторую и третью работу, чтобы прокормить семьи. Причина этой ситуации в умышленном сокращении зарплат ученым представителями Президиума НАН Украины. Об этом журналистам сообщил директор Научно-исследовательского института кoзачества Тарас Чухлиб, передал корреспондент ГолосUA.
По его словам, причина недофинансирования НИИ козачества и других подобных научных учреждений в Украине заключается в непрозрачном распределении средств, осуществляемом Президиумом НАН Украины.
Как пояснил ГолосUA на основе анонимности один из научных сотрудников Института украинской археографии и источниковедения им. М.Грушевского, по состоянию на январь 2018 года, его зарплата составляет 2 тыс. 600 грн.
«Кабмин выделяет деньги, но ученые этих средств не видят. Моя ставка после 27-летнего стажа работы в науке 2 тыс. 600 грн. Можно ли прожить на эти деньги без подработки на стороне? Поэтому сегодня, 16 января мы начали проводить пикет возле Верховной Рады Украины в Киеве. И будем такой же пикет проводить возле Дома учителя 17 января, когда Президиум НАН Украины будет утверждать финансирование на 2018 год. В Президиуме всегда получали 100% своей зарплаты, это минимум 8 тыс. грн, а нам выдавали 55% приблизительно. Для кого-то 8 тыс. гривен не деньги, а для нас деньги и поэтому мы начали проводить пикеты», — уточнил комментатор.