Предприниматель указал на трудности при регистрации налоговых накладных

В августе-сентябре 2017 года в украинских магазинах цены на продукты выросли, о чем свидетельствуют экономические эксперты. Это подорожание напрямую связано с блокированием налоговых накладных среднего бизнеса.

Такое мнение корреспонденту ГолосUA высказала предприниматель, со-координатор инициативной группы «Бизнес Help» Оксана Згурьева.

По ее словам, в 2017 году Минфин запустил  «на полную» механизм блокировки регистрации налоговых накладных. Однако в программе были указаны неточные критерии, из-за которых система начала автоматически блокировать налоговые накладные многих фирм.

«На сегодня мы знаем о таких проблемах, как минимум, в 3 тысячах предприятий. А что такое остановка регистрации налоговых накладных? Это блокировка взаимодействия между бизнес-партнерами. Между продавцом, который обязуется зарегистрировать свои обязательства и дать налоговый кредит своему покупателю, и покупателем, а в итоге финансовые потери несут все стороны процесса покупки-продажи. Из-за блокировки налоговых накладных бизнес за период с 1 апреля до 30 июня 2017 года потерял около 7 млрд грн. Кроме того, финансовые потери юристы начали включать в договоры в виде штрафных санкций. Это приводит к взаимным штрафным санкциям между партнерами, к разрыву деловых взаимоотношений, к репутационным потерям, и к потерям – НДС платят оба, и поставщик, и покупатель, который не получил налоговую накладную. Эти санкции закладывают в себестоимость продуктов, в частности, что вызывает их подорожание. Виток инфляции, который мы видим в 2017 году, частично следствие недоработок в системе онлайн-регистрации налоговых накладных», — уточнила О.Згурьева.

Предприниматель выразила мнение, что, возможно, эта система была внедрена с благой целью – остановить деятельность предприятий, которые незаконно требовали от государства НДС-возмещения.

«Видимо,  эта система вводилась для борьбы с фиктивным НДС. Против предприятий, кторые получали возмещение НДС из бюджета на незаконных основаниях. Но критерии были прописаны так непродуманно, что свою целевую аудиторию практически не задели. И система начала блокировать бизнес, который работает законно.  Например, в критериях рисковости предприятий было написано расхождение по кодам товаров, которые приобретены и которые реализуются. В бизнесе под эти критерии попадает любое производственное предприятие, которое, например, купило запчасть и выпустило готовый компьютер, или купило топливо, оказало услуги. Нестыковка кодов заставляет программу считать предприятие подозрительным, блокировать его (документооборот в части налоговых накладных), останавливает регистрация налоговых накладных», — добавила О.Згурьева.

По ее мнению, Минфин выделил слишком мало времени на тестирование системы. Это не позволило учесть все ошибки.

«Когда система регистрации налоговых накладных еще была программным продуктом, было предусмотрено три месяца для тестирования системы. С апреля до июля система должна была функционировать со всеми принципами и правилами, но при этом не совершая фактической остановки документов. Нам должны были сообщить, какие критерии в этой системе регистрации являются рисковыми. И мы должны были фактические работать в этой системе, но не получая остановку документов. Это бы позволило исполнительной власти просмотреть статистику, сделать необходимые технические поправки, запустить откорректированное взаимодействие системы и бизнеса с максимальной точностью. А что же произошло на самом деле? Минфин разработал критерии 20 июня. Таким образом, в период с 1 апреля до 30 июня бизнес и Минфин работали с системой в тестовом режиме всего 10 дней. За эти 10 дней критерии не успели ни откататься, ни откорректироваться. Таким образом, Минфин пропустил в систему регистрации налоговых накладных ошибочные критерии для всех видов предпринимательской деятельности», — добавила предприниматель.

Возможно, Минфин допустил некорректные параметры СЭА НДС из-за того, что ошибки системы не влияют на работу крупных предприятий, а также потому, что в СЭА НДС зафиксирована некорректная статистика.

«Крупный бизнес, который заплатил налогов на 5 млн гривен, не подвергается проверкам или блокировкам. Но если система не блокирует налоговые накладные крупного бизнеса, то эти предприятия нужно убрать из статистики тех, чьи накладные блокируются. В этом случае статистика покажет корректные цифры и масштабы проблемы», — считает она.

По словам О.Згурьевой, инициативная группа предпринимателей донесла до членов Комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики необходимость откорректировать СЭА НДС. Эти поправки учли в новом законопроекте №7115.

«Но до сих пор законопроект после регистрации не голосование не выносился. Более того, Минфин старается нивелировать его необходимость, распространяя в среде депутатов мнение о его ненужности. И в саму систему существенные правки до сих пор не внесли. Но и судиться с государством это дорогое удовольствие — нужно заплатить только за обжалование одной блокировки 3 тыс. 200 грн судебного сбора», — подытожила она.

Читайте также по теме