Расторжение Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Россией поставит ребром вопрос о судьбе украинской газотранспортной системы, пишет в своем блоге журналист Евгений Василевский.
«Статья 20 закрепила, что обе страны уделяют особое внимание сотрудничеству в части ТЭК, транспортных систем, связи и информатики, особенно совместных комплексов и систем. А украинская «труба» (ГТС) как раз и является такой системой», — поясняет Василевский.
Поэтому журналист прогнозирует, что «после того, как 2019 году заканчивается срок действия контракта между «Нефтегазом» и «Газпромом», о котором в 2009-м договорились премьер-министр Украины Юлия Тимошенко и председатель правительства РФ Владимир Путин, возникает вопрос о дальнейшей судьбе украинской ГТС».
«Пока что у официального Киева нет никакого видения на этот счет», — поясняет Василевский.
Впрочем, считает журналист, настоящая причина заключается в том, что среди правящей элиты Украины сегодня нет людей, способных мыслить стратегически. По этой же причине власть не предлагает решения задачи о том, как будет функционировать украинская ГТС после 2019 года. Ведь с учетом запуска «Северного потока-2» есть риск, что в течение нескольких лет газотранспортная система превратится в музей.
По мнению журналиста, единственный жизнеспособный вариант сохранить ГТС предложил Виктор Медведчук. В интервью телеканалу Newsone Медведчук рассказал, что еще в 2002 году предложил создать трехсторонний консорциум — Украина, Россия и ФРГ — для управления «трубой».
«Жизнеспособный вариант — это создание трехстороннего консорциума, чтобы Украина, Россия и ФРГ совместно управляли ГТС. Автор идеи Виктор Медведчук предложил вариант трехстороннего консорциума еще в 2002 году, чтобы сработать на упреждение и решить проблему еще до ее появления», — напоминает журналист.
Василевский подчеркивает, что каждый участник консорциума будет заинтересован в сохранении украинской ГТС, потому что будет иметь экономическую мотивацию
«В интервью телеканалу Newsone 17 сентября Медведчук разъяснил стратегический замысел своего предложения — чтобы каждая сторона была мотивирована в работе украинской ГТС. Его предложения строится на экономической мотивации — когда ГТС будут управлять страна-потребитель (Германия), страна-поставщик (Россия) и страна-транзитер (Украина)», — подчеркивает Василевский.
Также, по мнению Василевского, главная причина инициативы о расторжении Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве — это президентские выборы.
«Для большинства фаворитов выборов, кроме Вадима Рабиновича, главный избиратель сидит в Вашингтоне. И если администрация США демонстрирует интерес в конфронтации между Украиной и Россией, то кандидаты в президенты, за редким исключением, будут в первую очередь ориентироваться на флюгер американской конъюнктуры», — пишет журналист.
Договор о дружбе, партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Россией был подписан в 1997 году Леонидом Кучмой и Борисом Ельциным, вступил в силу в 1999 году. В 2008 году Украина согласилась на пролонгацию Договора о дружбе. По сути, «Большой договор» — это рамочное соглашение, закрепившее общий дух сотрудничества и магистральные направления, которые Украина и Россия 20 лет развивали с помощью межправительственных договоров, законов и подзаконных актов.
17 сентября президент Украины Петр Порошенко подписал указ о прекращении «Большого договора» между Украиной и Россией.