Ведущей деятельностью детского возраста является игра. Это то, чем должен заниматься ребенок до школы. Давая ребенку читать энциклопедию вместо игры со сверстниками, родитель неосознанно, но, по сути, обрекает своего ребенка на одиночество во взрослом возрасте.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказала психолог, психотерапевт, основатель курса обучения нейропсихологии "Neurocracy" Екатерина Александровская.
«Вопросов о том, как необходимо воспитывать ребенка, возникает огромное количество. Родители тревожатся о будущем своего чада, стараясь дать самое лучшее, а также боятся показаться плохими родителями в глазах окружающих и самих себя. Все это нередко приводит к неким перекосам в используемых методах. Тем более, что и различных точек зрения на проблему великое множество. Но, как бы не хотелось, думать о своем ребенке, что он особенный и даже гениальный, все мы развиваемся по одним и тем же биологическим законам и имеем одни и те же анатомические и физические ограничения. Конечно, все дети разные и с разными способностями, но все же мозг ребенка развивается определенными этапами. Нарушение некого биологического порядка грозит сложностями в дальнейшей жизни. Ребенок рождается, имея сформированное тело и мозг, но для того, чтобы стать более самостоятельным, ему предстоит проделать огромное количество работы, а его мозгу сформировать огромное количество новых нейронных связей. И лучшее, что могут сделать родители на этом пути, это поддержать его в исследовании мира и не мешать, нагружая дополнительной работой», — отметила психотерапевт.
По словам Е.Александровской, конечно, мозг ребенка впитает практически любую информацию, которую ему дадут извне, но так как количество сил у ребенка не безгранично, то любую дополнительную учебу, он сделает за свой собственный счет.
«Сегодня специалисты по развитию детского мозга, детские нейропсихологи, категорически против любых форм раннего развития. Иначе все больше случаев, когда ребенок приходит в школу, знает много дополнительной информации, но не имеет понятия, как ею воспользоваться или не знает элементарных вещей. Ведущей деятельностью детского возраста является игра. Это то, чем должен заниматься ребенок до школы. Даже подготовка к школе должна проходить в форме игры. Через игру и повторение ребенок овладевает и своим телом (любые движения, ходьба, мелкая моторика), и речью. А также через игру ребенок усваивает социальные правила, знакомится со своими эмоциями и эмоциями других людей, познает мир, понимает, как строить отношения, получает начальное сексуальное образование», — сказала психолог.
Также, как подчеркнула специалист, формирование эмоциональной сферы — это важнейшая задача детства.
«Давая ребенку читать энциклопедию вместо игры со сверстниками, родитель неосознанно, но, по сути, обрекает своего ребенка на одиночество во взрослом возрасте. Выстраивать отношения, понимать свои и чужие эмоции, дружить, любить — более важные способности в современном мире и для жизни в обществе, чем знание математики. Тем более, что математику можно выучить и позже в заданное для этого время природой, а вернуть ранее детство и присущие ему физиологические и психические процессы невозможно. И есть исследования, что если не дать человеку играть в детстве, то он все равно вынужден будет проходить этот этап, но уже не в то время и не с теми результатами, а также неадекватно возрасту и задачам. А не разобравшись в своих и чужих эмоциях в детстве, человек в будущем может иметь проблемы с формированием любых отношений. Сегодня многие идут на тренинги по эмоциональному интеллекту, чтобы заполнить эту пустоту», — сказала Е.Александровская.
Как добавила психолог, для оптимального развития мозга ребенка нужна разнообразная среда для игр, хорошее питание и достаточный сон, спокойное доброжелательное отношение родителей, игры со сверстниками, свежий воздух, движение и много простора для фантазии и творчества.
«Ребенку не нужны сложные игрушки и ранее развитие. Ребенку важно предоставить достаточную свободу и безопасность — физическую и эмоциональную. Важны игры на природе с друзьями, создание своего собственного секретного мира, много свободного времени для того, чтобы мечтать и познавать собственный внутренний мир», — резюмировала психотерапевт.