Существует масса причин, по которым военнослужащим необходимо обратиться за психологической помощью после возвращения из зоны боевых действий, иначе они находятся в зоне риска.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказала психолог Ольга Протасова.
«Все обнародованные цифры, которые показывают количество самоубийств, в большинстве случаев являются официальными. Неофициальные цифры значительно выше. Не все украинские военные, которые вернулись из зоны боевых действий, являются сильными духом людьми и имеют дальнейшие цели в жизни. Очень важно, какое психологическое состояние у человека, независимо от того, военный вернулся с войны навсегда или приехал в отпуск на короткое время. Причинами самоубийства в большинстве случаев являются депрессии, на которые иногда просто не обращают внимание. Часто случается, когда жены вернувшихся с войны мужчин рассказывают, что их мужья не видят смысла находиться за пределами войны, становятся замкнутыми, ничего не рассказывают. Поссорившись же с близкими, они идут на крайние меры и совершают самоубийство. Почему? К примеру, у них появляется чувство безнадежности. Когда люди возвращаются с войны, изменить свое подсознание в кратчайшие сроки невозможно, для этого нужно время. Появляется антисоциальный фактор, который не позволяет войти в ритм прежней мирной жизни. И конечно же, самой страшной причиной является то, что у военных есть доступ к огнестрельному оружию. Сейчас ежедневно находят немереное количество оружия, которые военные или держат дома или даже не боятся носить с собой, будь то пистолет или граната», — рассказала психолог.
Специалист также объяснила, что существует множество других психологических факторов, которые могут подтолкнуть бывшего военнослужащего на самоубийство.
«Есть такое понятие, как «сложная форма тревоги». Она проявляется в тех ситуациях, когда военный, возвращаясь в мирную жизнь, понимает, что не может тут защитить свою семью и, только находясь в условиях войны, он будет спокоен, что может сделать все зависящее от него рядом со своими коллегами по службе. Человек находится в мирной среде и живет с постоянным чувством вины, что он в тылу, а его коллеги на войне. Есть также такое понятие, как «стыд, унижение и провал», когда военного увольняют с предыдущего места работы и он не может найти новую. Часто случается и то, когда военные приходят в социальные службы, чтобы оформить инвалидность, которую они получили в результате войны и попадают в неприятные для них ситуации. Мало того, что им испортят все оставшиеся нервы, в конце разговора с работниками службыв большинстве случаев военные слышат фразу: «А мы вас туда не посылали», что окончательно расшатывает нервную систему этих людей», — отметила психолог.
Эксперт также добавила, что не нужно бояться просить помощи у психологов, так как от этого зависит не только здоровье и дальнейшая жизнь военного, а и его семьи в том числе.
«Многие военные просто не хотят идти к психологам и просить о помощи. Кому-то стыдно, кто-то принципиально отказывается, а кто-то считает, что сможет справиться сам. Но ведь психологи – это не психиатры, они не ставят диагнозы и не назначают медикаментозное лечение. Это конфиденциальные консультации, на них можно ходить с женой и детьми, и это необходимо», — добавила Ольга Протасова.
Напомним, Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что с начала конфликта на Донбассе около 500 военнослужащих совершили самоубийство после возвращения из зоны АТО. По его словам, 90-95% участников боевых действий впоследствии имеют медицинские, связанные с нервной системой, и социальные проблемы, а у около трети диагностируется посттравматический синдром, результатом которого нередко бывают самоубийства.