Получать нелестные отзывы, мягко говоря, непросто. В ответ мы обижаемся, злимся, страдаем, теряем уверенность в себе или игнорируем чужую оценку, однако есть и другая линия поведения, которая поможет вам извлечь из критики много полезного.
Об этом сообщила психолог Екатерина Мельникова в комментарии корреспонденту ГолосUA.
«Для того, чтобы нелестные отзывы не отравили вам жизнь, для начала, будьте готовы к критике, анализируйте свое поведение и четко понимайте, где вы были не идеальны. Более того, если вас критикуют, сохраняйте спокойствие, ведь ошибки бывают у всех и не нужно этого стесняться», — отмечает эксперт.
По словам Е. Мельниковой, также важно позитивное мышление, поскольку ошибка – это не только какая-то неприятность, но и возможность научиться чему то новому и получить бесценный опыт.
«В психологии есть такое понятие, как «позиция взрослого»: прежде чем проявлять эмоции просто подумайте, во-первых на сколько критика честна и конструктивна, а во-вторых, на сколько вам важно мнение того или иного человека. Если на оба вопроса вы ответите «да», тогда прислушайтесь, однако, если хотя бы один из ответов будет «нет», то не придумывайте себе лишних проблем и просто идите дальше. К сожалению, в мире слишком много людей, которые хотят самоутвердиться за чужой счет», — рассказывает психолог.
Е. Мельникова также подчеркивает, что, если же критика для вас важна, то спокойно повторите то, что говорит ваш критик, для того, чтобы показать, что вы внимательно слушаете и проверить, правильно ли вы услышали сказанное (поскольку тревога может нарушать нашу способность к восприятию чужих слов, а иногда даже и саму способность слышать). Если вы не можете сразу проявить эмпатию или дать конструктивный ответ, то просто возьмите паузу, хорошо подумайте о сказанных вам словах, проанализируйте свое поведение и проработайте линию будущего поведения
«Однако, если вам кажется, что ваш критик несправедлив или агрессивен, или же время и место для такой беседы выбраны неудачно (например, в данный момент вам нужно собраться с силами перед важным совещанием, или ваш разговор происходит в людном месте, или вы просто устали) – проявите ассертивность и защищайте себя», — добавляет эксперт.