Говорить с ребенком о высших силах, Боге, можно в любом возрасте, только учитывая возможный уровень восприятия. В дошкольном возрасте неплохо сделать это в игровой форме, к примеру, через соответствующие книги и мультфильмы.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила дипломированный и практикующий психолог Екатерина Александровская.
«Говорить с ребенком о высших силах можно в любом возрасте, только учитывая возможный уровень восприятия. Если речь идет о дошкольниках, то нужно учитывать, что основной и самой важной деятельностью в это время является игра. Поэтому и разговор о Боге можно подавать в игровой форме — к примеру, через книги и мультфильмы для соответствующего возраста. В любом случае, ребенок впитывает то, что делают и во что верят его родители. Поэтому навязать или объяснить то, во что не веришь сам, будет сложно. Очевидно, что если семья регулярно ходит в церковь, то ребенка, скорее, всего будут брать с собой с рождения. Существуют и правила самой религии, когда и что говорить ребенку, а также специальные занятия, обряды», — отметила психолог.
На вопрос, может ли ребенок, не поняв, испугаться Бога, Е.Александровская ответила, что «испугаться ребенок может чего угодно, смотря как подать ему тот или иной вопрос».
“Существенны все действия родителей в отношении ребенка. В том числе, какую они выберут для него религию. Конечно, это будет влиять на его последующую жизнь. Важно, чтобы они сами верили в то, что делают. Чтобы не получалось, что взрослые не веруют, а его заставляют. Это может отрицательно отразиться на психике ребенка. И следует помнить, что ребенок — не собственность родителя и может выбирать свою религию сам, в более старшем возрасте», — добавила психолог.
По словам эксперта, ребенок и подросток имеют разное восприятие, а также права и задачи.
«И если ребенку еще можно что- то, скажем, навязать, то подростку уже сложнее. Имеет значение, как подавать изучение религии. Конечно, есть некий свод моральных принципов и правил, заложенных в религии, которые помогут ребенку установить некие связи и понимание. С подростком — сложнее, ведь речь идет о периоде агрессии и разрушении авторитетов, рамок и правил. Тут навязывание религии может привести к обратной реакции. С подростком нужно сотрудничать, искать вместе ответы на вопросы, а также давать ему право самому их найти», — сказала Е.Александровская.