В психологии есть такое понятие «нейромаркетинг», с помощью которого продавцы учатся влиять на наше бессознательное и склоняют нас к незапланированным тратам.
Об этом сообщила психолог Екатерина Мельникова в комментарии корреспонденту ГолосUA.
«Первое, что мы всегда готовы купить, это товары, приближающие нас к идеалу. Рекламные образы подталкивают к мысли, что только так вы сможете добиться уважения коллег и любви близких. Если говорить о реальных продавцах, то фраза: «Эти туфли сделают вас королевой вечера» — идеальный пример манипуляции сознанием», — отмечает эксперт.
По словам Е. Мельниковой, еще одной распространенной моделью манипулирования является то, что мы считаем шопинг развлечением. Конечно, когда вокруг играет приятная музыка, расставлены мягкие диваны и пахнет ароматным кофе и кексами, то деньги тратятся на много проще. Еще одна ситуация, располагающая к бессмысленным тратам, — это экскурсионные поездки и прогулки по тематическим паркам отдыха. Во время такого досуга мы чувствуем себя занятыми интересной игрой, в которой приобретение многочисленных сувениров – это не бездумная покупка, а обязательный ритуал и дополнительный источник веселья.
«Покупатель, которому продавец идет навстречу и соглашается поторговаться, испытывает эмоциональный и физический подъем, его мозг находится в возбужденном состоянии. А после совершения сделки он ценит свое приобретение намного сильнее, чем, если бы получил его без особых усилий. Это явление называется «ошибкой атрибуции»: мы часто переносим свое эмоциональное состояние с ситуации, вызвавшей его, на объект, находящийся рядом. Именно поэтому многие продавцы сразу же предупреждают своих покупателей, что готовы немного снизить цену», — рассказывает психолог.
Е. Мельникова также подчеркивает, что есть такое понятие, как «поза приобретателя», заняв ее, продавцы действуют на ваше подсознание, вынуждая вас купить не совсем то, что вы планировали. В такую «позу» входят три приема: продавец постоянно кивает головой и повторяет за вами каждое слово; пытается усадить вас в мягкое кресло или на диван; применяет «позу силы» – широко расставлены ноги и руки на талии, для того, чтобы сделать себя более авторитетным.
«Запомните, если вы не хотите потратить лишние деньги и купить не самые подходящие и нужные вам вещи, то обязательно перед походом в магазин точно сформулируйте, что вам нужно и не обращайте внимания ни на что другое», — резюмирует эксперт.