Забота – это хорошо и правильно, однако ее очень часто путают с опекой, которая предполагает заботу о частично не дееспособном человеке. Опека очень быстро превращается в гиперопеку, которая часто есть результатом недоверия или психологической травмы.
Об этом сообщила психолог Екатерина Мельникова в комментарии корреспонденту ГолосUA.
«Часто так бывает, что родители или супруги не дают нам дышать своей заботой. Подобное поведение крайне разрушительно для обеих личностей в паре, поэтому с ним необходимо бороться. Ведь тот, кто проявляет гиперопеку компенсирует свое недоверие, психологическую травму или отсутствия смысла в жизни за счет другого человека. А тот, кто принимает подобное поведение, становиться инфантильным и теряет психологическую стабильность», — рассказала эксперт.
По словам Е. Мельниковой, главные признаки гиперопеки это контроль, постоянное внимание и требования действовать только так, как хочет тот или инойчеловек – это из явных. А не явные – это частое употребление слова «мы», когда речь идет о личных достижениях отдельного человека: например, «мы поступили в институт» и требование от партнера конкретных действий, например, «хочу сто и одну розу».
«Очень опасно подобное поведение в детстве, поскольку малыш не может отличить заботу от гиперопеки и очень быстро лишается собственной личности. Во взрослом возрасте с подобным поведением бороться гораздо легче, если от него действительно хотят избавиться», — добавила специалист.
Психолог также подчеркнула, что во взрослой жизни гиперопека часто извращенная. Например, мужчины с таким синдромом часто обеспечивают и защищают свою жену, не давая ей саморазвиваться, не столько боясь, что она пострадает, сколько опасаясь, что добьется успеха. Женщины с подобными замашками, часто не позволяют своему мужчине двигаться вперед, например, всячески его убеждают, что он не алкоголик, ища оправдания его поведению.
«Правильная забота дает человеку права выбора, она мягкая и ненавязчивая. Она не является центром отношений, а также не унижает интеллектуальные способности человека», — резюмировала Е. Мельникова.